Но на самом деле история Карлебаха и Шаломи-Шехтера поднимает для меня свовсем другой вопрос.
Они отошли оба от строгой ортодоксии, но ведь они принесли что-то в мир, что иначе бы не пришло?!
Но разве вся история человечества делается в белых перчатках? Разве весь Танах не полон подобными историями?
Разве поход Йегуды к Тамар это "кошер ламеадрин"? А благословение Яакова? А продажа Йосефа?
А история с Бат Шевой?
А история с райским садом, когда что то пошло "неправильно"?
А хасидут? А аскала? А сионизм?
Свободная система идей, рассматривающая иудаизм как развивающуюся религиозную цивилизацию, которая, подобно любой другой цивилизации, обладает, наряду с религией, также собственной историей, языком, социальной структурой, правилами поведения и духовными и общественными идеалами. Евреи, утверждает Каплан, несмотря на гонения и страдания, оставались верны своей религии, потому что верили в избавление в будущем мире, однако сегодня в это уже не верят, и потому иудаизм должен превратиться из цивилизации, ориентированной на загробную жизнь, в цивилизацию, которая была бы способна помочь евреям достичь избавления в этом мире.
Рав Кук говорит здесь, что стоит вести дневник своего духа, записывать мысли, как только они приходят
*
В высшей степени полезно
Стоять на страже собственной мысли и образа, воспринимать каждую идею, как только она рождается в тайниках души, хранить ее шаги с самого начала, как она выходит из сокрытия к свету раскрытия, и записывать каждое ощущение, которое ощущают, внимательно, во всем его развитии
Как отличить то, что чуждо моему духу от обычной духовной лени и душевной темноты?
*
Истинно,
Что то, что чуждо – стесняет дух, и задерживает духовный рост человека, и (задерживает исход) духа жизни души из изгнания. Однако по поводу решения, что есть чуждое содержание в вопросах духа, на это требуется тщательное взвешивание.
Ибо иногда ленивое воображение решает, встречая духовное просветление, к которому душа потрясенная и находящаяся в кандалах сна лени не привычна, решает что это чуждо, хотя в действительности это глубоко и сущностно, но лишь темный характер, установившийся в ней, от недостатка знания и малости духовного труда, отвергает все драгоценное и возвышенное.
Рав также протестовал со всей силой против распространенного в наше время антагонизма между "религиозными" и "светскими". Действительно, есть различия между людьми, друг от друга, во всем множестве ступеней праведников, средних, и грешников. Но это находится в каждой группе. Но называть изначально, как нечто установленное, "религиозными" и "светскими" это создает жесткие рамки слепой принадлежности к определенному лагерю, и неспособность слышать слова критики или морали, когда каждая сторона укрепляется в своей отделенности. "Следует нам убрать имена Ваалов из среды нашей" (Маамарей Раая, 76-7, Оцрот, 244)
Узнаем друг друга по имени Израиль, общему для всех, не по имени партии или лагеря. Познаем, что есть у нас в каждом лагере многое, что нуждается в исправлении, и много, что мы можем получить света и блага друг от друга. (Маамарей Раая, 77, Оцрот, 244)