Но на самом деле история Карлебаха и Шаломи-Шехтера поднимает для меня свовсем другой вопрос

Но на самом деле история Карлебаха и Шаломи-Шехтера поднимает для меня свовсем другой вопрос. Они отошли оба от строгой ортодоксии, но ведь они принесли что-то в мир, что иначе бы не пришло?! Но разве вся история человечества делается в белых перчатках? Разве весь Танах не полон подобными историями? Разве поход Йегуды к Тамар это "кошер ламеадрин"? А благословение Яакова? А продажа Йосефа? А история с Бат Шевой? А история с райским садом, когда что то пошло "неправильно"? А хасидут? А аскала? А сионизм? Асе это было "неправильно" в определенное время. И благодаря этому у нас сегодня есть хасидизм, и куда более человечная версия иудатзма вообще, и своя страна, такая вся из себя "неправильная"....

И остается один вопрос, который в последний год поднимается и опускается в моем общении с моими христианскими друзьями: а что Иисус? Можно спорить с тем очевидным фактом, что через него идеи единибожия, человечности и справедливости достигли самых далеких островов? Просто, оставаясь на позициях элементарной интеллектуальной честности? Насчет мессии - ну. Но если я смотрю на Карлебаха, или на Шехтера, или на Любавичского Ребе, или на Герцеля, или на Спинозу, или на Бен Гуриона, как на "мессианские" фигуры, то как мне относиться к "тому человеку", который изменил облик мира больше чем кто-либо еще? "Дух мошиаха парит над водой". И чувствительные души воспринимают этот дух. * Понятно что это ничего не говорит о тех, кто сегодня объявляет себя его последователями. Тем громче они кричат "верь и спасешься" тем меньше у меня оснований им верить. Собственно то же относится и мешихизму. Машиах это дух. Запах. Машиах это скорее "мировой дух" истории, "парящий" над миром и направляющий историю человечества, чем "частная собственность" того или иного направления или той или иной религии. То, что называется в хасидизме "макиф рахок", глубина сверхсознания. И да, у этого "духа", у этого "ветра" нет границ. * Машиах это "запах", "смотри запах сына моего как запах поля благословенного Б-гом" - Ицхак почувствовал в своем сыне Яакове "запах" Машиаха. Хасидизм это "запах". Баал Шем Тов пробудил еврейский народ из обморока с помощью "нашатыря" хасидизма Не "драгоценный камень" растворили в вине, чтобы спасти царского сына, а "запах" Машиаха

И мессианские фигуры каждого поколения и каждого народа слышат этот запах, и облачают его в сосуды поколения. Кажется это то, что хочет сказать Шаломи Шехтер: не фиксируйтесь на сосудах хасидизма - в каждом поколении они будут иными! Но уловите этот "запах" и передайте его дальше. И тогда еврейство будет жить. И "благословятся тобой все семьи земли" * Моше обращается к Вс-вышнему и просит, поставь над общиной איש אשר רוח בו - "человек, в котором дух" -тот самый мировой дух, парящий над водой. Дух царя Шаула, который сменился на "руах раа", злой дух. И дух Давида - дух, полный радости и веселья.

(Интересно, после этого поста меня окончательно "выгонят из партии" или еще нет...)

Запись опубликована в рубрике: .