Но на самом деле история Карлебаха и Шаломи-Шехтера поднимает для меня свовсем другой вопрос
Но на самом деле история Карлебаха и Шаломи-Шехтера поднимает для меня свовсем другой вопрос.
Они отошли оба от строгой ортодоксии, но ведь они принесли что-то в мир, что иначе бы не пришло?!
Но разве вся история человечества делается в белых перчатках? Разве весь Танах не полон подобными историями?
Разве поход Йегуды к Тамар это «кошер ламеадрин»? А благословение Яакова? А продажа Йосефа?
А история с Бат Шевой?
А история с райским садом, когда что то пошло «неправильно»?
А хасидут? А аскала? А сионизм?
Асе это было «неправильно» в определенное время. И благодаря этому у нас сегодня есть хасидизм, и куда более человечная версия иудатзма вообще, и своя страна, такая вся из себя «неправильная»….
И остается один вопрос, который в последний год поднимается и опускается в моем общении с моими христианскими друзьями: а что Иисус?
Можно спорить с тем очевидным фактом, что через него идеи единибожия, человечности и справедливости достигли самых далеких островов?
Просто, оставаясь на позициях элементарной интеллектуальной честности?
Насчет мессии — ну. Но если я смотрю на Карлебаха, или на Шехтера, или на Любавичского Ребе, или на Герцеля, или на Спинозу, или на Бен Гуриона, как на «мессианские» фигуры, то как мне относиться к «тому человеку», который изменил облик мира больше чем кто-либо еще?
«Дух мошиаха парит над водой». И чувствительные души воспринимают этот дух.
*
Понятно что это ничего не говорит о тех, кто сегодня объявляет себя его последователями. Тем громче они кричат «верь и спасешься» тем меньше у меня оснований им верить. Собственно то же относится и мешихизму. Машиах это дух. Запах.
Машиах это скорее «мировой дух» истории, «парящий» над миром и направляющий историю человечества, чем «частная собственность» того или иного направления или той или иной религии.
То, что называется в хасидизме «макиф рахок», глубина сверхсознания.
И да, у этого «духа», у этого «ветра» нет границ.
*
Машиах это «запах», «смотри запах сына моего как запах поля благословенного Б-гом» — Ицхак почувствовал в своем сыне Яакове «запах» Машиаха.
Хасидизм это «запах». Баал Шем Тов пробудил еврейский народ из обморока с помощью «нашатыря» хасидизма
Не «драгоценный камень» растворили в вине, чтобы спасти царского сына, а «запах» Машиаха
И мессианские фигуры каждого поколения и каждого народа слышат этот запах, и облачают его в сосуды поколения. Кажется это то, что хочет сказать Шаломи Шехтер: не фиксируйтесь на сосудах хасидизма — в каждом поколении они будут иными! Но уловите этот «запах» и передайте его дальше. И тогда еврейство будет жить. И «благословятся тобой все семьи земли»
*
Моше обращается к Вс-вышнему и просит, поставь над общиной איש אשר רוח בו — «человек, в котором дух» -тот самый мировой дух, парящий над водой. Дух царя Шаула, который сменился на «руах раа», злой дух. И дух Давида — дух, полный радости и веселья.
(Интересно, после этого поста меня окончательно «выгонят из партии» или еще нет…)