04

Позавчерашний онлайн с Борисом Эльбаумом. Получилось достаточно емко высказать свое отношение к каким то больным вопросам современного религиозного общества https://www.youtube.com/watch?v=twvQHIhF66s Ритуал и бессознательное. Так ли "плохи" реформисты и консерваторы? И. Ройман, Б. Эльбаум 2 авг 2020 * Ицхак. Юнг и Нойман говорят о том, что поскольку наша цивилизация оторвалась от природных корней, то мы можем только изображать религиозность. Особенно это относится к тем, кто не родились в этом.
Нойман там же Я не все здесь понимаю, но то, что я понимаю здесь, что человек - это его сознание. Личность это сознание. А отнюдь не бессознательное. Бессознательное это скорее "Б-г". И встреча человека с Б-гом это встреча сознательного и бессознательного в человеке. "Классическая" религия (или это только христианство и хасидизм?) требует от человека "раствориться" в Б-ге. Приходит Нойман и говорит: нет. Это только первичная, младенческая стадия. Высший мистицицзм это когда человек стоит напротив Б-га и говорит с ним на равных!
Вторая статья Ноймана в "Человек и миф". О матриархате. "Мужчиной и женщиной сотворил их". В данном контексте - сознательное и бессознательное. В каббале и хасидут. Кав (линия) - очевидно сознательное и мужское начало. Игуль (круг) очевидно женское начало. Вопрос "что раньше" совсем не прост. Раньше всего Вс-вышний сделал цимцум, и "сжал" свой свет, образовав "пустое пространство", очевидно, круглое, которое называется "игуль гадоль" (великий круг), и все "линии" только внутри этого круга. "Мысль об Израиле предшествовала всему". Израиль, вроде, это скорее кав, линия, "патриархат".
Нойман дальше. Вот что происходит с ритуалом в современном обществе. Ритуал становится "ритуализом", отрываясь от области духовности и костенея. Я недавно наткнулся на "объяснение" Любавичского Ребе, почему после Катастрофы не добавили специальных молитв в наши ежедневные, молитвы, или хотя бы в молитвы на 9 ава. Ребе объясняет там то, что он объясняет. Но кажется, здесь говорится нечто более значимое. Молитвы составлены теми, и в тех поколениях, когда связь ритуала и "архетипа", высшего мира - была ощутимой. Мы сегодня не ощущаем себя связанным с "верхом" в такой степени, поэтому наши молитвы, это, в известном смысле, попытка "рассказать историю", а не сама "история".
Нойман дальше. Это звучит очень жестоко: если ритуал не меняет тебя изнутри (с акцентом на морально-этический аспект) - значит, этот ритуал уже мертв... У Лайтмана это кажется, как бы принцип - что никаких "внешних" изменений не должно происходить у того, кто становится членом "группы". Нойман говорит обратное: если это живая вера - она оплодотворяет все аспекты жизни. Если нет то нет. Как раз вчера мы с Yershova Elbaum говорили о попытке "обмануть Б-га". Кажется здесь речь как раз об этом.
Нойман. Вот это супер важно. С началом Нового времени произошла "полная трансформация психического поля". Архетип "неба" сменился архетипом "земли". На языке хасидизма, вектор "рацо" (вверх) сменился на вектор "шов" (вниз), на самореализацию. Другими словами, Б-г сейчас находится на земле, в реальном действии. А не в бегстве от реальности в мистику.
Нойман дальше. А вот это очень мощно. Мы любим говорить о "банальности" современной религии? Кажется, как раз об этом Очень напоминает хасидскую концепцию "мира хаоса", "свет мира хаоса в сосудах тикун". Последний абзац, о том, что нужно впустить в этот мир "кусочек сатаны" абсолютно гениален. Это не значит, что он понятен. Но он гениален

Запись опубликована в рубрике: .