Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

Позавчерашний онлайн с Борисом Эльбаумом. Получилось достаточно емко высказать свое отношение к каким то больным вопросам современного религиозного общества https://www.youtube.com/watch?v=twvQHIhF66s Ритуал и бессознательное. Так ли «плохи» реформисты и консерваторы? И. Ройман, Б. Эльбаум 2 авг 2020 * Ицхак. Юнг и Нойман говорят о том, что поскольку наша цивилизация оторвалась от природных корней, то мы можем только изображать религиозность. Особенно это относится к тем, кто не родились в этом.
Нойман там же Я не все здесь понимаю, но то, что я понимаю здесь, что человек — это его сознание. Личность это сознание. А отнюдь не бессознательное. Бессознательное это скорее «Б-г». И встреча человека с Б-гом это встреча сознательного и бессознательного в человеке. «Классическая» религия (или это только христианство и хасидизм?) требует от человека «раствориться» в Б-ге. Приходит Нойман и говорит: нет. Это только первичная, младенческая стадия. Высший мистицицзм это когда человек стоит напротив Б-га и говорит с ним на равных!
Вторая статья Ноймана в «Человек и миф». О матриархате. «Мужчиной и женщиной сотворил их». В данном контексте — сознательное и бессознательное. В каббале и хасидут. Кав (линия) — очевидно сознательное и мужское начало. Игуль (круг) очевидно женское начало. Вопрос «что раньше» совсем не прост. Раньше всего Вс-вышний сделал цимцум, и «сжал» свой свет, образовав «пустое пространство», очевидно, круглое, которое называется «игуль гадоль» (великий круг), и все «линии» только внутри этого круга. «Мысль об Израиле предшествовала всему». Израиль, вроде, это скорее кав, линия, «патриархат».
Нойман дальше. Вот что происходит с ритуалом в современном обществе. Ритуал становится «ритуализом», отрываясь от области духовности и костенея. Я недавно наткнулся на «объяснение» Любавичского Ребе, почему после Катастрофы не добавили специальных молитв в наши ежедневные, молитвы, или хотя бы в молитвы на 9 ава. Ребе объясняет там то, что он объясняет. Но кажется, здесь говорится нечто более значимое. Молитвы составлены теми, и в тех поколениях, когда связь ритуала и «архетипа», высшего мира — была ощутимой. Мы сегодня не ощущаем себя связанным с «верхом» в такой степени, поэтому наши молитвы, это, в известном смысле, попытка «рассказать историю», а не сама «история».
Нойман дальше. Это звучит очень жестоко: если ритуал не меняет тебя изнутри (с акцентом на морально-этический аспект) — значит, этот ритуал уже мертв… У Лайтмана это кажется, как бы принцип — что никаких «внешних» изменений не должно происходить у того, кто становится членом «группы». Нойман говорит обратное: если это живая вера — она оплодотворяет все аспекты жизни. Если нет то нет. Как раз вчера мы с Yershova Elbaum говорили о попытке «обмануть Б-га». Кажется здесь речь как раз об этом.
Нойман. Вот это супер важно. С началом Нового времени произошла «полная трансформация психического поля». Архетип «неба» сменился архетипом «земли». На языке хасидизма, вектор «рацо» (вверх) сменился на вектор «шов» (вниз), на самореализацию. Другими словами, Б-г сейчас находится на земле, в реальном действии. А не в бегстве от реальности в мистику.
Нойман дальше. А вот это очень мощно. Мы любим говорить о «банальности» современной религии? Кажется, как раз об этом Очень напоминает хасидскую концепцию «мира хаоса», «свет мира хаоса в сосудах тикун». Последний абзац, о том, что нужно впустить в этот мир «кусочек сатаны» абсолютно гениален. Это не значит, что он понятен. Но он гениален