Нойман дальше. Вот что происходит с ритуалом в современном обществе. Ритуал становится "ритуализом", отрываясь от области духовности и костенея.
Я недавно наткнулся на "объяснение" Любавичского Ребе, почему после Катастрофы не добавили специальных молитв в наши ежедневные, молитвы, или хотя бы в молитвы на 9 ава. Ребе объясняет там то, что он объясняет. Но кажется, здесь говорится нечто более значимое. Молитвы составлены теми, и в тех поколениях, когда связь ритуала и "архетипа", высшего мира - была ощутимой. Мы сегодня не ощущаем себя связанным с "верхом" в такой степени, поэтому наши молитвы, это, в известном смысле, попытка "рассказать историю", а не сама "история".
Когда началась "корона" многим бросилось в глаза, что не было никаких общественных молитв или постов и т.д. Или были, но так сказать "на полях" общественного сознания. Может, это потому, что мы понимаем, что сегодня молитва - это скорее "рассказ о прошлом", чем нечто, что мы верим, способно пробить "стеклянный потолок" и выйти в "космос"?
Еще древние говорили, что "Когда рабби Йегуда снимал сандалию уже начинал идти дождь", а мы учим то и то, и никто не обращает внимания на наши молитвы... * В известном смысле, можно сказать, что сама эта закостенелость ритуала (молитва, галаха - не важно) лучше всего доказывает, что он, по сути, уже мертв. Но этот "мертвец" выставлен на всеобщее обозрение и почитание в "мавзолее" ортодоксального иудаизма. И чем ревнивей охраняется этот "мертвец" - тем больше он мертв.. И я совсем не уверен, что это та смерть, которая порождает жизнь...