Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Нойман там же

Нойман там же Я не все здесь понимаю, но то, что я понимаю здесь, что человек — это его сознание. Личность это сознание. А отнюдь не бессознательное. Бессознательное это скорее «Б-г». И встреча человека с Б-гом это встреча сознательного и бессознательного в человеке. «Классическая» религия (или это только христианство и хасидизм?) требует от человека «раствориться» в Б-ге. Приходит Нойман и говорит: нет. Это только первичная, младенческая стадия. Высший мистицицзм это когда человек стоит напротив Б-га и говорит с ним на равных! Здесь ключевое слово «индивидуация». Выйти из толпы. Осознать себя отдельной личностью. Опять же личность это разум, а не сверхсознательное. И это совершенно не очевидно. А что, «лех леха», «уйди из страны своей» и т.д — это разве не «индивидуация»? Отделись от толпы. Найди свой путь. С этого начинается иудаизм. И ты не должен становиться «богом» (т.е., раствориться в собственном бессознательном). Наоборот, когда ты проходишь «индивидуацию», осознаешь себя как личность — только тогда ты можешь говорить с Б-гом. Только тогда Б-г может говорить с тобой, если точнее. Можно попробовать объяснить, что вера Ноаха это «уроборический», младенческий мистицизм. И поэтому, первое что сделал Ноах это посадил виноградник и напился и разделся и т.д. Вполне подходит как описание «уроборической» религии, религии «пьяниц», требующей от человека отказаться от своего «я», и раствориться в Б-жественном А Авраам — это, как говорит Рамбам, прежде всего философ. И только потом — мистик. И это важно. Его мистика не «растворяет» его как философа, как личность. И именно это «место», где он может вести диалог с «нуминозным» (Б-жественным)