Нойман там же

Нойман там же

Я не все здесь понимаю, но то, что я понимаю здесь, что человек - это его сознание. Личность это сознание. А отнюдь не бессознательное. Бессознательное это скорее "Б-г". И встреча человека с Б-гом это встреча сознательного и бессознательного в человеке.

"Классическая" религия (или это только христианство и хасидизм?) требует от человека "раствориться" в Б-ге. Приходит Нойман и говорит: нет. Это только первичная, младенческая стадия. Высший мистицицзм это когда человек стоит напротив Б-га и говорит с ним на равных!

Здесь ключевое слово "индивидуация". Выйти из толпы. Осознать себя отдельной личностью. Опять же личность это разум, а не сверхсознательное. И это совершенно не очевидно. А что, "лех леха", "уйди из страны своей" и т.д - это разве не "индивидуация"? Отделись от толпы. Найди свой путь. С этого начинается иудаизм. И ты не должен становиться "богом" (т.е., раствориться в собственном бессознательном). Наоборот, когда ты проходишь "индивидуацию", осознаешь себя как личность - только тогда ты можешь говорить с Б-гом. Только тогда Б-г может говорить с тобой, если точнее.

Можно попробовать объяснить, что вера Ноаха это "уроборический", младенческий мистицизм. И поэтому, первое что сделал Ноах это посадил виноградник и напился и разделся и т.д. Вполне подходит как описание "уроборической" религии, религии "пьяниц", требующей от человека отказаться от своего "я", и раствориться в Б-жественном

А Авраам - это, как говорит Рамбам, прежде всего философ. И только потом - мистик. И это важно. Его мистика не "растворяет" его как философа, как личность. И именно это "место", где он может вести диалог с "нуминозным" (Б-жественным)

Запись опубликована в рубрике: .