Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

06

Одно из основных понятий учения Баал Шем Това это понятие «поднятия искр». Поднять «искры святости», упавшие в «клипот» (нечистые оболочки). Есть близкое, или происходящее из него понятие, которое называется «агава нефула». «Упавшая любовь». Что это означает? Когда мы читаем в новостях о насилии в семье, или издевательствах над детьми, или о «парадах гордости» и т.п явлениях — первым делом в нас появляется «праведный гнев». Какой подонок этот человевк, который это сделал! Сгноить его в тюрьме! Отрезать ему член! И т.д.
Вчера один интересный человек спросил у меня: а что эта идея в хасидизме, считать всех праведниками, что это дает практически? Я сразу не нашел что ответить, но вот сейчас пришел в голову пример. Есть два типа поведения: подозревать всех и вся во всем. То есть по умолчанию, каждый идущий мне навстречу человек убийца, грабитель, насильник, не знаю что еще. Я ставлю железную дверь на дом, и стараюсь лишний раз не выходить на улицу, я не пойду вечером гулять в одиночку и т.д. Второй вариант: по умолчанию каждый человек идущий мне навстречу друг товарищ и брат. Который желает мне добра. Который готов мне помочь. Который, даже если я сделаю какую то оплошность, закроет на это глаза. Двери на замок закрывать не обязательно. У нас в поселении нет воров (нет арабов — нет воров..)
Я сейчас перевожу урок рава, комментирующий известное выражение, «йецер, ребенок и женщина — пусть всегда левая отталкивает а правая приближает». Но вроде бы написано в Тании, что должно быть «и сердце мое пусто внутри меня». То есть йецер, по идее, надо убить? И лучше всего, сделать еще «контрольный выстрел»? Тем не менее, Хазаль (мудрецы) говорят, что нет. Йецер, ребенок и женщина — никогда не загоняй в угол. Или сломается, или ты получишь монстра…
Не знаю, прав я или нет, но история которую рассказывает Талмуд, про «того человека», которого «оттолкнули обеими руками», что его базовое психологическое состояние — это ребенок выросший без отца. То есть там была мать — великая женщина. А отца как бы не было вообще. Отец — это тоже учитель. И как бы это «родовая травма» ученика, которого прогнал учитель, что он ощущает что «вырос без отца». И поэтому «дин» (суд) — малхут, женщина — у него как раз в порядке. А вот хесед — милость — мужское начало, отец — с этим есть проблема.
…Второе это цдака, практически давать цдака. Тогда мозг очищается «тысячекратно». Это известный ворт Алтер Ребе и Цемах Цедека, и есть известная история об этом. Очистить разум — каждый ученик здесь, ты и я и все мы здесь — каждый хочет очистить свой разум, чтобы он удостоился постигать Тору, которую он учит — давай цдаку. Цдака это сгула (чудесное средство), также чтобы учить Тору и также чтобы молиться, «я в справедливости увижу лицо твое» — об обоих он пишет в Тании очень много, что перед молитвой