Одно из основных понятий учения Баал Шем Това это понятие "поднятия искр". Поднять "искры святости", упавшие в "клипот" (нечистые оболочки).
Есть близкое, или происходящее из него понятие, которое называется "агава нефула". "Упавшая любовь".
Что это означает? Когда мы читаем в новостях о насилии в семье, или издевательствах над детьми, или о "парадах гордости" и т.п явлениях - первым делом в нас появляется "праведный гнев". Какой подонок этот человевк, который это сделал! Сгноить его в тюрьме! Отрезать ему член! И т.д.
Вчера один интересный человек спросил у меня: а что эта идея в хасидизме, считать всех праведниками, что это дает практически?
Я сразу не нашел что ответить, но вот сейчас пришел в голову пример.
Есть два типа поведения: подозревать всех и вся во всем. То есть по умолчанию, каждый идущий мне навстречу человек убийца, грабитель, насильник, не знаю что еще. Я ставлю железную дверь на дом, и стараюсь лишний раз не выходить на улицу, я не пойду вечером гулять в одиночку и т.д.
Второй вариант: по умолчанию каждый человек идущий мне навстречу друг товарищ и брат. Который желает мне добра. Который готов мне помочь. Который, даже если я сделаю какую то оплошность, закроет на это глаза. Двери на замок закрывать не обязательно. У нас в поселении нет воров (нет арабов - нет воров..)
Я сейчас перевожу урок рава, комментирующий известное выражение, "йецер, ребенок и женщина - пусть всегда левая отталкивает а правая приближает".
Но вроде бы написано в Тании, что должно быть "и сердце мое пусто внутри меня". То есть йецер, по идее, надо убить? И лучше всего, сделать еще "контрольный выстрел"?
Тем не менее, Хазаль (мудрецы) говорят, что нет. Йецер, ребенок и женщина - никогда не загоняй в угол. Или сломается, или ты получишь монстра...
Не знаю, прав я или нет, но история которую рассказывает Талмуд, про "того человека", которого "оттолкнули обеими руками", что его базовое психологическое состояние - это ребенок выросший без отца. То есть там была мать - великая женщина. А отца как бы не было вообще. Отец - это тоже учитель. И как бы это "родовая травма" ученика, которого прогнал учитель, что он ощущает что "вырос без отца".
И поэтому "дин" (суд) - малхут, женщина - у него как раз в порядке. А вот хесед - милость - мужское начало, отец - с этим есть проблема.
...Второе это цдака, практически давать цдака.
Тогда мозг очищается
"тысячекратно". Это известный ворт Алтер Ребе и Цемах Цедека, и есть известная история об этом.
Очистить разум - каждый ученик здесь, ты и я и все мы здесь -
каждый хочет очистить свой разум,
чтобы он удостоился постигать Тору, которую он учит -
давай цдаку. Цдака это сгула (чудесное средство),
также чтобы учить Тору и также чтобы молиться, "я в справедливости увижу лицо твое" - об обоих он пишет
в Тании очень много, что перед молитвой