Вчера один интересный человек спросил у меня а что эта идея в хасидизме считать всех праведниками

Вчера один интересный человек спросил у меня: а что эта идея в хасидизме, считать всех праведниками, что это дает практически?

Я сразу не нашел что ответить, но вот сейчас пришел в голову пример.

Есть два типа поведения: подозревать всех и вся во всем. То есть по умолчанию, каждый идущий мне навстречу человек убийца, грабитель, насильник, не знаю что еще. Я ставлю железную дверь на дом, и стараюсь лишний раз не выходить на улицу, я не пойду вечером гулять в одиночку и т.д.

Второй вариант: по умолчанию каждый человек идущий мне навстречу друг товарищ и брат. Который желает мне добра. Который готов мне помочь. Который, даже если я сделаю какую то оплошность, закроет на это глаза. Двери на замок закрывать не обязательно. У нас в поселении нет воров (нет арабов - нет воров..)

И первое и второе - вполне реальные ситуации вполне реальных стран. Если кто помнит страшную историю где то год назад, когда воспитатели закрыли детей в кинотеатре - чтобы не убежали - и пошли делать шоппинг - я тогда подумал вот прекрасная иллюстрация тотального недоверия и к чему это приводит.

Второе - это вполне реальная ситуация таких стран как Америка и Израиль, наример

Изначально я не знаю как лучше, и даже, наверное, склонен принять первый вариант как более надежный. Ну его, оставишь двери открытыми - мало кто заберется... И выносить вроде нечего но лучше перестраховаться...

Это контринтуитивно, это не очевидно, но почему то доверяющий всем и вся Израиль процветает. Америка в общем тоже. Я думаю, что даже переживет всю это упопею коленопреклонения...

А Россия - идет ко дну. Почему - потому что ноль доверия.

Понятно что это только пример. Понятно, что все это легко скопипейстить на отношение к себе. Или я должен счииаить себя по умолчанию убийцей, насильником, не знаю чем. Подозревать каждый свой взгляд и каждую свою мысль? Или же наоборот, лучше "расстегнуть пуговицы", и доверять своим чувствам?

Классический иудаизм (и наверное христианство тоже) отвечает на вопрос однозначно: "сердце человека дурное с его молодости". "По умолчанию" считай себя убийцей. "В каждом человеке сидит убийца". В общем, это неплохо работало до конца 17 века где-то.

А там задул ветер Машиаха. А ветер Машиаха это совсем другая песня. Это песня веры. Это песня доверия к человевку. Это песня доверия к собственной интуиции и эмоциям. Это "не надо так сильно бояться и преувеличивать".

Опять же, вопрос чисто эмпирический. Были те, кто шли по первому пути. И есть те кто идут по второму. Кто больше преуспел в исправлени личности и мира - первые или вторые. Даже если сказать, что в прежние поколения первый путь был предпочтителен. Представляется, что в наши поколения предпочтителен последний путь. Считай себя и окружающих "по умолчанию" праведниками а не грешниками, и ты увидишь, что ты и мир изменятся к лучшему.

Достаточно сложно с нашей "русской" ментальностью, склонной видеть в каждой ошибке катастрофу. И тем не менее. Стоит посмотреть вокруг и увидеть, какой путь сегодня работает.

Собственно, этот второй путь и есть суть учения хасидизма вообще, и Торат Эрец Исраэль, Торы земли Израиля - в частности. Я не предлагаю идти по этому пути в Африке или среди людоедов. Но в "цивилизованных странах" - вполне

* Если сформулировать вышесказанное чуть иначе:

Это как бы грубая очистка и тонкая очистка. Грубая очистка происходит посредством идеи "считай себя грешником" (и это большая часть истории человечества). Но дальше приходит время тонкой очистки, и в общем, это сейчас. И тут работает принцип "считай себя праведником". И очевидно, что светское общество работает по этому, второму принципу. И его успех, в общем. очевиден и виден невооруженным взглядом.

А религиозный старый принцип, "копай в себе, пока не найдешь вязкую и вонючую грязь" - обязательно приведет к тому, что человек найдет в себе эту самую вонючую грязь, откроет в себе этот "ящик Пандоры", который далее он не факт что сможет вообще закрыть. Это суть греха Эц аДаат - есть в той книге которую я тебе прислал маамар "Перек бааводат аШем" он как раз об этом

Запись опубликована в рубрике: .