Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера один интересный человек спросил у меня а что эта идея в хасидизме считать всех праведниками

Вчера один интересный человек спросил у меня: а что эта идея в хасидизме, считать всех праведниками, что это дает практически? Я сразу не нашел что ответить, но вот сейчас пришел в голову пример. Есть два типа поведения: подозревать всех и вся во всем. То есть по умолчанию, каждый идущий мне навстречу человек убийца, грабитель, насильник, не знаю что еще. Я ставлю железную дверь на дом, и стараюсь лишний раз не выходить на улицу, я не пойду вечером гулять в одиночку и т.д. Второй вариант: по умолчанию каждый человек идущий мне навстречу друг товарищ и брат. Который желает мне добра. Который готов мне помочь. Который, даже если я сделаю какую то оплошность, закроет на это глаза. Двери на замок закрывать не обязательно. У нас в поселении нет воров (нет арабов — нет воров..) И первое и второе — вполне реальные ситуации вполне реальных стран. Если кто помнит страшную историю где то год назад, когда воспитатели закрыли детей в кинотеатре — чтобы не убежали — и пошли делать шоппинг — я тогда подумал вот прекрасная иллюстрация тотального недоверия и к чему это приводит. Второе — это вполне реальная ситуация таких стран как Америка и Израиль, наример Изначально я не знаю как лучше, и даже, наверное, склонен принять первый вариант как более надежный. Ну его, оставишь двери открытыми — мало кто заберется… И выносить вроде нечего но лучше перестраховаться… Это контринтуитивно, это не очевидно, но почему то доверяющий всем и вся Израиль процветает. Америка в общем тоже. Я думаю, что даже переживет всю это упопею коленопреклонения… А Россия — идет ко дну. Почему — потому что ноль доверия. Понятно что это только пример. Понятно, что все это легко скопипейстить на отношение к себе. Или я должен счииаить себя по умолчанию убийцей, насильником, не знаю чем. Подозревать каждый свой взгляд и каждую свою мысль? Или же наоборот, лучше «расстегнуть пуговицы», и доверять своим чувствам? Классический иудаизм (и наверное христианство тоже) отвечает на вопрос однозначно: «сердце человека дурное с его молодости». «По умолчанию» считай себя убийцей. «В каждом человеке сидит убийца». В общем, это неплохо работало до конца 17 века где-то. А там задул ветер Машиаха. А ветер Машиаха это совсем другая песня. Это песня веры. Это песня доверия к человевку. Это песня доверия к собственной интуиции и эмоциям. Это «не надо так сильно бояться и преувеличивать». Опять же, вопрос чисто эмпирический. Были те, кто шли по первому пути. И есть те кто идут по второму. Кто больше преуспел в исправлени личности и мира — первые или вторые. Даже если сказать, что в прежние поколения первый путь был предпочтителен. Представляется, что в наши поколения предпочтителен последний путь. Считай себя и окружающих «по умолчанию» праведниками а не грешниками, и ты увидишь, что ты и мир изменятся к лучшему. Достаточно сложно с нашей «русской» ментальностью, склонной видеть в каждой ошибке катастрофу. И тем не менее. Стоит посмотреть вокруг и увидеть, какой путь сегодня работает. Собственно, этот второй путь и есть суть учения хасидизма вообще, и Торат Эрец Исраэль, Торы земли Израиля — в частности. Я не предлагаю идти по этому пути в Африке или среди людоедов. Но в «цивилизованных странах» — вполне * Если сформулировать вышесказанное чуть иначе: Это как бы грубая очистка и тонкая очистка. Грубая очистка происходит посредством идеи «считай себя грешником» (и это большая часть истории человечества). Но дальше приходит время тонкой очистки, и в общем, это сейчас. И тут работает принцип «считай себя праведником». И очевидно, что светское общество работает по этому, второму принципу. И его успех, в общем. очевиден и виден невооруженным взглядом. А религиозный старый принцип, «копай в себе, пока не найдешь вязкую и вонючую грязь» — обязательно приведет к тому, что человек найдет в себе эту самую вонючую грязь, откроет в себе этот «ящик Пандоры», который далее он не факт что сможет вообще закрыть. Это суть греха Эц аДаат — есть в той книге которую я тебе прислал маамар «Перек бааводат аШем» он как раз об этом