Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Одно из основных понятий учения Баал Шем Това это понятие "поднятия искр"

Одно из основных понятий учения Баал Шем Това это понятие «поднятия искр». Поднять «искры святости», упавшие в «клипот» (нечистые оболочки). Есть близкое, или происходящее из него понятие, которое называется «агава нефула». «Упавшая любовь». Что это означает? Когда мы читаем в новостях о насилии в семье, или издевательствах над детьми, или о «парадах гордости» и т.п явлениях — первым делом в нас появляется «праведный гнев». Какой подонок этот человевк, который это сделал! Сгноить его в тюрьме! Отрезать ему член! И т.д. Праведный гнев вполне уместен, конечно. Только это ничего не решает. Не поднимает никаких «искр». Каждая такая история — это «упавшая любовь» — в свое время было несколько уроков Йегуды Ифраха на эту тему, может даже где то есть текст. То есть это нечто, что в своем источнике, в Ацилут, это что-то очень высокое и святое. Но когда это «падает» в материальность — это становится запретом и преступлением. Рав Гинзбург как то привел пример, что в Ацилут любовь брата и сестры — это святое. Зеер анпин и малхут — это брат и сестра. И их «зивуг» свят. Но когда это опускается в мир — это становится одним из строжайших запретов «арайот». Рав сказал тогда, что все запрещенные связи в Ацилут — это самая большая кдуша. Земля Израиля называется «Святой Землей». Эрец аКодеш. У слова «кодеш» есть много смыслов. Один из смыслов — это «любовь». Уже не помню как я это выучил. Но тогда получается что «Эрец аКодеш» это «земля любви». А «Бейт аМикдаш» это «Дом Любви» (напоминает Карлибаховский «Дом Любви и молитвы»). Эрец Исраэль это земля, где должна раскрыться вся любовь, которая есть в мире. И оттуда распространиться по всему миру. И это, собственно, Торат Эрец Исраэль. Тора, как раскрыть эту святую любовь в материальности. Поэтому, когда, скажем, Гурские хасиды запрещают сажать детей на плечи в Симхат Тора — они ничего не исправляют. Они ставят стенку, барьер. Ребенок нуждается в любви. Он умирает без любви. То, что есть «упавшая любовь» не означает, что надо запретить все и вся. Означает, что требуется это «поднять», возвысить к источнику. Рав недавно говорил, что работа нашего поколения это «итапха», «переворот тьмы в свет и горечи в сладость». Возможно, что один из смыслов такого «переворота» это поднять упавшую лбовь к своему корню в святости. Можно подумать, что это значит на практике, но так или иначе, это цель и это смысл того, что Тора вообще, и Тора земли Израиля в частности, хочет от человека и человечества. На одном из последних уроков прозвучало, что учение Баал Шем Това пришло чтобы исправить «клипу христианства». Можно думать, что означает «клипа христианства» — но возможно именно это. Христианство это традиция закрывать тело множеством оболочек. Христианство это максимально ограничить проявление «плотской» любви. И это — клипа, которую нужно поднять. Безусловно, распространение идей базовой морали и помощи ближнему это великое дело и великая заслуга христианства. Но мир создан с помощью любви, и ради любви. И Эрец Исраэль это место раскрытия любви — физической, ощутимой, и при этом святой и естественной — между людьми. Шагар как то писал об этом, если найду поставлю ссылку * В известном смысле вся иудео-христианская традиция до Баал Шем Това это «иткафья», подавление дурного начала в человеке. С Баал Шем Това начинается «итапха», превращение тьмы в свет и горечи в сладость. И с каждым следующим поколением это все более актуально