Одно из основных понятий учения Баал Шем Това это понятие "поднятия искр". Поднять "искры святости", упавшие в "клипот" (нечистые оболочки). Есть близкое, или происходящее из него понятие, которое называется "агава нефула". "Упавшая любовь". Что это означает? Когда мы читаем в новостях о насилии в семье, или издевательствах над детьми, или о "парадах гордости" и т.п явлениях - первым делом в нас появляется "праведный гнев". Какой подонок этот человевк, который это сделал! Сгноить его в тюрьме! Отрезать ему член! И т.д.
Праведный гнев вполне уместен, конечно. Только это ничего не решает. Не поднимает никаких "искр".
Каждая такая история - это "упавшая любовь" - в свое время было несколько уроков Йегуды Ифраха на эту тему, может даже где то есть текст. То есть это нечто, что в своем источнике, в Ацилут, это что-то очень высокое и святое. Но когда это "падает" в материальность - это становится запретом и преступлением.
Рав Гинзбург как то привел пример, что в Ацилут любовь брата и сестры - это святое. Зеер анпин и малхут - это брат и сестра. И их "зивуг" свят. Но когда это опускается в мир - это становится одним из строжайших запретов "арайот". Рав сказал тогда, что все запрещенные связи в Ацилут - это самая большая кдуша.
Земля Израиля называется "Святой Землей". Эрец аКодеш. У слова "кодеш" есть много смыслов. Один из смыслов - это "любовь". Уже не помню как я это выучил. Но тогда получается что "Эрец аКодеш" это "земля любви". А "Бейт аМикдаш" это "Дом Любви" (напоминает Карлибаховский "Дом Любви и молитвы"). Эрец Исраэль это земля, где должна раскрыться вся любовь, которая есть в мире. И оттуда распространиться по всему миру. И это, собственно, Торат Эрец Исраэль. Тора, как раскрыть эту святую любовь в материальности.
Поэтому, когда, скажем, Гурские хасиды запрещают сажать детей на плечи в Симхат Тора - они ничего не исправляют. Они ставят стенку, барьер. Ребенок нуждается в любви. Он умирает без любви. То, что есть "упавшая любовь" не означает, что надо запретить все и вся. Означает, что требуется это "поднять", возвысить к источнику.
Рав недавно говорил, что работа нашего поколения это "итапха", "переворот тьмы в свет и горечи в сладость". Возможно, что один из смыслов такого "переворота" это поднять упавшую лбовь к своему корню в святости. Можно подумать, что это значит на практике, но так или иначе, это цель и это смысл того, что Тора вообще, и Тора земли Израиля в частности, хочет от человека и человечества.
На одном из последних уроков прозвучало, что учение Баал Шем Това пришло чтобы исправить "клипу христианства". Можно думать, что означает "клипа христианства" - но возможно именно это. Христианство это традиция закрывать тело множеством оболочек. Христианство это максимально ограничить проявление "плотской" любви. И это - клипа, которую нужно поднять.
Безусловно, распространение идей базовой морали и помощи ближнему это великое дело и великая заслуга христианства. Но мир создан с помощью любви, и ради любви. И Эрец Исраэль это место раскрытия любви - физической, ощутимой, и при этом святой и естественной - между людьми. Шагар как то писал об этом, если найду поставлю ссылку
* В известном смысле вся иудео-христианская традиция до Баал Шем Това это "иткафья", подавление дурного начала в человеке. С Баал Шем Това начинается "итапха", превращение тьмы в свет и горечи в сладость. И с каждым следующим поколением это все более актуально