Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12

Есть известный хабадский ворт, что «когда прийдет мошиах об этом будут писать в газетах»… Я помню, что на каком то уроке рав сказал в точности обратное: когда прийдет мошиах (не помню точнку фразу), он сделает вид, что ничего не произошло…. Я о том, что рав иногда говорит совершенно удивительные вещи, и «оборачивает» это в такие слова, что как будто бы ничего не произошло. Вчера я ставил титры на один урок рава — который целиком посвящен братской дружбе и любви — связано с Лаг Баомер, с известной историей про рабби Шимона, когда к нему пришли и просили молиться о дожде. Рабби Шимон начал толковать стих «вот как хорошо и приятно когда братья сидят вместе», и пошел дождь.
Каббала, и особенно хасидут — это своего рода новый взгляд на вещи. «Открытая Тора» смотрит на мир из мира Брия. И в мире Брия все «бари» — все ясно и все однозначно. Разделение между добром и злом, между святостью и «клипой» ясно и однозначно. «Блажен кто верует тепло ему на свете» — это тот, кто верует на уровне Брия. Ацилут — это ступень каббалы. В Ацилут все уже не так гладко. Тора, как известно, начинается с буквы бет. Бет это линия сверху, линия снизу, линия сзади. Мидраш объясняет: не смотри наверх, не смотри вниз, не смотри назад. Не смотреть назад — это не ищи, что было до того, как Б-г сотворил мир. Что такое не смотреть наверх? Не смотри на «йихуд» (соитие) Аба и Има. Почему? Потому что Аба и Има уже выше понятий добра и Зла. Поэтому твой уровень это ЗА и Малхут. А выше не смотри, козленочком станешь…
Рав Кук пишет в Орот аМилхама, что רזי תורה לחיצונים נמסרו, тайны Торы отданы «чужим», другими словами, клипот, нечистым оболочкам. Рав Шерки объясняет, что речь идет, по-видимому, о христианстве… А можно я предположу, что речь идет о «чужих» в самом еврейском народе? То, что Зоар называет «эрев рав» — они могут выглядеть как супер-кошерные евреи, в бороде, в кипе, во всех вторичных признаках. А внутри сидит гой, антисемит, казак с шашкой наголо, по ошибке перепутавший ЧеКа с иудаизмом. И об этом плачет рав Кук, о «чужих» внутри народа Израиля, которых мы воспринимаем как своих братьев, а на самом деле, это «Эйсав»
Проблема не в том, что слишком много евреев переходят в христианство. Проблема в том, что современный ашкеназский иудаизм — это «христианство без Йешу», как выразился Маниту. Что удивительного, что люди идут в нацрут, если и там и там фактически нацрут (христианство), то люди говорят, если и там и там фактически христианство — так мы уже предпочтем оригинал спискам… * Может быть, поэтому многие светские евреи так ненавидят «досов» (религиозных), потому что слишком церковью пахнет? (по мотивам одного холивара).
Еще по поводу «Орот аМилхама» рава Кука. Единственное *реальное* отличие иудаизма от христианства — это йихуд эльон. Высшее единство. Что означает «высшее единство»? — Рав Шерки отвечает «ашраат а-шхина», раскрытие Шехины, Б-жественного присутствия в Израиле. Если нет йихуд эльон (высшего единства), остается только «нижнее единство», формальный монотеизм, где нет принципиальной разницы (кроме социологической…) между иудаизмом и христианством. Как сказал Маниту, «иудаизм (ашкеназский) это христианство без Йешу».
Вообще, если подумать, почему еврей принимает христианство? Ответ достаточно очевиден для каждого, кто знаком с понятием «искр святости» в хасидизме. В каждом явлении, в каждой вещи, есть святые «искры». Когда мир падает, опускается, то эти искры покидают Кнесет Исраэль и попадают в нечистые оболочки. Но каждый еврей — это искра Шехины. И подобно тому, как Шехина отправляется в изгнание чтобы поднять искры святости, как объясняется в книгах, так есть такие евреи, которые покидают «четыре локтя» святости, чтобы поднять искры, находящиеся в христианстве, или в социализме, или в сионизме и т.д. В известном смысле, они посланники Шехины.
Очень известный ролик, где Ребе «нападает» на еврея, перешедшего в католичество. Интересно, что Ребе своим наездом, кажется, ничего не добился. А вот пацаны, которые встретили этого еврея 26 лет спустя — таки да, приблизили его к еврейству. https://judaism.walla.co.il/item/2876654 Так кто прав? Я бы скорее спросил, кто лучше понял Ребе? Те, кто выучили из этой несчастной беседы, что можно и «мицва» нападать на «выкрестов»? Или бохрим, которые понимают, что путь — это только «пути приятные»?
Когда Баал Шем Тов услышал, что община Яакова Франка крестилась (в результате херема который был на них наложен) — рассказывают что Баал Шем Тов плакал, и говорил «отрезали орган от Шехины» и сказал, что из-за этого постановлено Свыше, что он должен умереть в этом году. Читал у Гершон Шолема
Я одно время задался вопросом: а что, если система «сфирот» это не «на самом деле так», а просто модель, одна из возможных? Вывод был что это одна из возможных моделей. Дальше я подумал, а что если «Б-жественная душа» и «животная душа», «дурное начало» и «доброе начало» это тоже модель, одна из возможных? А сейчас я подумал: а что если «Яаков и Эйсав», «евреи и народы мира» и все остальные понятия — это просто модели, которые уже устарели и не работают? А мы пользуемся этими моделями, пытаемся ими оперировать. «Натягиваем» их на действительность? А действительность вообще не оборачивается на эти модели….
Есть фраза, которую все повторяют и никто не понимает: «все что откроет старый ученик уже дано Моше на Синае». В этой фразе экзистенциальный парадокс — неизменность («дано Моше») и одновременно «ученик откроет» — обновление. До меня только недавно дошло, что это напоминает более известный парадокс «все предвидено и право дано». Это неразрешимая диалектика мироздания, которая, по раву Соловейчику,и есть энергия движения личности и мира