Есть известный хабадский ворт, что "когда прийдет мошиах об этом будут писать в газетах"...
Я помню, что на каком то уроке рав сказал в точности обратное: когда прийдет мошиах (не помню точнку фразу), он сделает вид, что ничего не произошло....
Я о том, что рав иногда говорит совершенно удивительные вещи, и "оборачивает" это в такие слова, что как будто бы ничего не произошло.
Вчера я ставил титры на один урок рава - который целиком посвящен братской дружбе и любви - связано с Лаг Баомер, с известной историей про рабби Шимона, когда к нему пришли и просили молиться о дожде. Рабби Шимон начал толковать стих "вот как хорошо и приятно когда братья сидят вместе", и пошел дождь.
Каббала, и особенно хасидут - это своего рода новый взгляд на вещи.
"Открытая Тора" смотрит на мир из мира Брия. И в мире Брия все "бари" - все ясно и все однозначно. Разделение между добром и злом, между святостью и "клипой" ясно и однозначно.
"Блажен кто верует тепло ему на свете" - это тот, кто верует на уровне Брия.
Ацилут - это ступень каббалы. В Ацилут все уже не так гладко. Тора, как известно, начинается с буквы бет. Бет это линия сверху, линия снизу, линия сзади. Мидраш объясняет: не смотри наверх, не смотри вниз, не смотри назад. Не смотреть назад - это не ищи, что было до того, как Б-г сотворил мир. Что такое не смотреть наверх? Не смотри на "йихуд" (соитие) Аба и Има. Почему? Потому что Аба и Има уже выше понятий добра и Зла. Поэтому твой уровень это ЗА и Малхут. А выше не смотри, козленочком станешь...
Рав Кук пишет в Орот аМилхама, что רזי תורה לחיצונים נמסרו, тайны Торы отданы "чужим", другими словами, клипот, нечистым оболочкам.
Рав Шерки объясняет, что речь идет, по-видимому, о христианстве...
А можно я предположу, что речь идет о "чужих" в самом еврейском народе? То, что Зоар называет "эрев рав" - они могут выглядеть как супер-кошерные евреи, в бороде, в кипе, во всех вторичных признаках. А внутри сидит гой, антисемит, казак с шашкой наголо, по ошибке перепутавший ЧеКа с иудаизмом.
И об этом плачет рав Кук, о "чужих" внутри народа Израиля, которых мы воспринимаем как своих братьев, а на самом деле, это "Эйсав"
Проблема не в том, что слишком много евреев переходят в христианство. Проблема в том, что современный ашкеназский иудаизм - это "христианство без Йешу", как выразился Маниту.
Что удивительного, что люди идут в нацрут, если и там и там фактически нацрут (христианство), то люди говорят, если и там и там фактически христианство - так мы уже предпочтем оригинал спискам...
*
Может быть, поэтому многие светские евреи так ненавидят "досов" (религиозных), потому что слишком церковью пахнет?
(по мотивам одного холивара).
Еще по поводу "Орот аМилхама" рава Кука.
Единственное *реальное* отличие иудаизма от христианства - это йихуд эльон. Высшее единство. Что означает "высшее единство"? - Рав Шерки отвечает "ашраат а-шхина", раскрытие Шехины, Б-жественного присутствия в Израиле.
Если нет йихуд эльон (высшего единства), остается только "нижнее единство", формальный монотеизм, где нет принципиальной разницы (кроме социологической...) между иудаизмом и христианством. Как сказал Маниту, "иудаизм (ашкеназский) это христианство без Йешу".
Вообще, если подумать, почему еврей принимает христианство?
Ответ достаточно очевиден для каждого, кто знаком с понятием "искр святости" в хасидизме.
В каждом явлении, в каждой вещи, есть святые "искры". Когда мир падает, опускается, то эти искры покидают Кнесет Исраэль и попадают в нечистые оболочки.
Но каждый еврей - это искра Шехины. И подобно тому, как Шехина отправляется в изгнание чтобы поднять искры святости, как объясняется в книгах, так есть такие евреи, которые покидают "четыре локтя" святости, чтобы поднять искры, находящиеся в христианстве, или в социализме, или в сионизме и т.д. В известном смысле, они посланники Шехины.
Очень известный ролик, где Ребе "нападает" на еврея, перешедшего в католичество. Интересно, что Ребе своим наездом, кажется, ничего не добился. А вот пацаны, которые встретили этого еврея 26 лет спустя - таки да, приблизили его к еврейству.
https://judaism.walla.co.il/item/2876654
Так кто прав?
Я бы скорее спросил, кто лучше понял Ребе? Те, кто выучили из этой несчастной беседы, что можно и "мицва" нападать на "выкрестов"? Или бохрим, которые понимают, что путь - это только "пути приятные"?
Когда Баал Шем Тов услышал, что община Яакова Франка крестилась (в результате херема который был на них наложен) - рассказывают что Баал Шем Тов плакал, и говорил "отрезали орган от Шехины" и сказал, что из-за этого постановлено Свыше, что он должен умереть в этом году. Читал у Гершон Шолема
Я одно время задался вопросом а что если система "сфирот" это не "на самом деле так" а просто модель
Я одно время задался вопросом: а что, если система "сфирот" это не "на самом деле так", а просто модель, одна из возможных? Вывод был что это одна из возможных моделей.
Дальше я подумал, а что если "Б-жественная душа" и "животная душа", "дурное начало" и "доброе начало" это тоже модель, одна из возможных?
А сейчас я подумал: а что если "Яаков и Эйсав", "евреи и народы мира" и все остальные понятия - это просто модели, которые уже устарели и не работают? А мы пользуемся этими моделями, пытаемся ими оперировать. "Натягиваем" их на действительность? А действительность вообще не оборачивается на эти модели....
Есть фраза, которую все повторяют и никто не понимает: "все что откроет старый ученик уже дано Моше на Синае". В этой фразе экзистенциальный парадокс - неизменность ("дано Моше") и одновременно "ученик откроет" - обновление.
До меня только недавно дошло, что это напоминает более известный парадокс "все предвидено и право дано". Это неразрешимая диалектика мироздания, которая, по раву Соловейчику,и есть энергия движения личности и мира