Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Каббала и особенно хасидут - это своего рода новый взгляд на вещи

Каббала, и особенно хасидут — это своего рода новый взгляд на вещи. «Открытая Тора» смотрит на мир из мира Брия. И в мире Брия все «бари» — все ясно и все однозначно. Разделение между добром и злом, между святостью и «клипой» ясно и однозначно. «Блажен кто верует тепло ему на свете» — это тот, кто верует на уровне Брия. Ацилут — это ступень каббалы. В Ацилут все уже не так гладко. Тора, как известно, начинается с буквы бет. Бет это линия сверху, линия снизу, линия сзади. Мидраш объясняет: не смотри наверх, не смотри вниз, не смотри назад. Не смотреть назад — это не ищи, что было до того, как Б-г сотворил мир. Что такое не смотреть наверх? Не смотри на «йихуд» (соитие) Аба и Има. Почему? Потому что Аба и Има уже выше понятий добра и Зла. Поэтому твой уровень это ЗА и Малхут. А выше не смотри, козленочком станешь… Это Ацилут. Но хасидут это еще выше. Хасидут это АК. АК, тем более, пнимиют АК — это почти полное отсутствие границы между добром и злом. Или, по крайней мере, она неформальна и неразличима снаружи. Это круто, поскольку это потенциал превратить все зло мира в добро (это ступень рабби Шимона и его сына, следовательно их постижение где-то там, в пнимиют АК). Это опасно, поскольку обратное тоже верно. * Баал Шем Тов (или рабби Нахман?) учит, что в каждом поколении есть истинный праведник. И есть лже-праведник. И это лже-праведник выглядит еще «круче», чем настоящий праведник. Как отличить? — Хороший вопрос. А может, этот истинный праведник, и этот лже-праведник — оба они внутри меня? Внутри каждого из нас? Отличить может только «некудат пнимиют а-лев», внутренняя точка сердца, она же «личный мошиах», она же совесть и стремление к свободе, которое есть в каждой душе.