Еще по поводу "Орот аМилхама" рава Кука. Единственное реальное отличие иудаизма от христианства - это йихуд эльон. Высшее единство. Что означает "высшее единство"? - Рав Шерки отвечает "ашраат а-шхина", раскрытие Шехины, Б-жественного присутствия в Израиле.
Если нет йихуд эльон (высшего единства), остается только "нижнее единство", формальный монотеизм, где нет принципиальной разницы (кроме социологической...) между иудаизмом и христианством. Как сказал Маниту, "иудаизм (ашкеназский) это христианство без Йешу".
Осталось только понять, что означает "ашраат Шехина" в народе Израиля здесь и сейчас. На мой взгляд, понятно, что присутствие Шехины - это мудрецы и праведники Израиля, "глаза общины". Поколение, которое удостаивается мудрецов Израиля, которые видят, что нужно поколению, и которые раскрывают "новую Тору" поколению.
Но что делать "поколению-сироте", в котором даже близко нет мудрецов такого ранга, как в прошлом поколении? Ответ известен, можно процитировать Ребе, "я отдаю это каждому из вас". Когда то это раскрытие Шехины было в мудрецах и праведниках. Сегодня - несмотря на естественную разницу ступеней - это внутри каждого из нас.
Другими словами, обновление, рост, развитие - это признак того, что иудаизм это живое учение, а не закостеневшая средневековая теология. И это зависит от "движения снизу" каждого из нас, больше чем от "пробуждения сверху"