Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13

Дослушал урок рава. Много каббалы но тема понятна: теория игр. Мы говорим о кризисе веры. А может кризис связан с тем что мы идем в синагогу с слишком серьезным видом? Яглом как то говорил об этом я тогда не оценил мысли. Наука это игра. Талмуд — ну, надо быть совсем тупым чтобы не увидеть там игру. Шулхан Арух это серьезно… Хасидут пришел, чтобы вернуть игру, раскрыть аспект «шаашуим» в иудаизме.
Как то странно… все обсуждают, что означает, что ученики рабби Акивы «не уважали друг друга». Говорят что кажддый считал свое мнение единтственно верным. Ну? А может быть иначе? А может вполне буквально, «не уважали друг друга»? Вели себя по хамски? Вместо ведения дискусии оскорбляли друг друга? «Ты апикорос», «ты гой» и тому подобные эпитеты? Разногласия легитимны. Хамство нет. (По мотивам последних фб холиваров)
Начал читать «История Бога». Reuven Khaskin я просто в восторге от начала. Спасибо за наводку! Вот предисловие: Предисловие «В детстве у меня были стойкие религиозные верования и довольно слабая вера в Бога. Между верованиями (когда мы принимаем на веру некие утверждения) и настоящей верой (когда мы полностью полагаемся на них) есть различие. Конечно же, я верила, что Бог есть. Я верила в действительное присутствие Христа в причастии, в действенность таинств и в предстоящие грешникам вечные муки. Я верила, что чистилище – место
История Бога дальше Фундаменталисты, конечно, с этим не согласятся, ведь фундаментализм сам по себе антиисторичен и основан на уверенности в том, будто Авраам, Моисей и древние пророки воспринимали Бога именно так, как современные люди. Но если присмотреться к трем нашим религиям, станет ясно, что объективного мнения о «Боге» в них нет: каждое поколение создает такой Его образ, какой соответствует его историческим задачам. Между прочим, то же относится и к атеизму, поскольку фраза «Я не верю в Бога» в разные
(продолжение. Очевидная аллюзия с известным Рамбамом. Чистый монотеизм не работает. Надо еще что-то…) В начале… В начале сотворили люди Бога, который был Первопричиной всего и Владыкой небес и земли. В ту пору не существовало Его изображений, не было у Него ни храма, ни жрецов. Человек еще не умел поклоняться, для него этот Бог был слишком возвышен. Со временем Он стерся из памяти людей, стал таким далеким, что они перестали чувствовать в Нем потребность. А потом Он, говорят, вовсе исчез…
(дальше) Теорий о происхождении религии множество, но один факт очевиден: человек создавал богов всегда. Если некая религиозная идея по каким-либо причинам не устраивала людей, они просто заменяли ее новой. Устаревшие представления уходили тихо и незаметно, как случилось с той же идеей Бога Неба. В наши дни многие люди считают, что Бог, которому веками поклонялись иудеи, христиане и мусульмане, стал таким же далеким, как и Бог Неба. Иногда объявляют даже, что Бог умер. Да, похоже на то, что Он действительно исчезает
Дальше там же. Очевидная аналогия с идеей «сущности души» в хасидизме В ведической традиции верующие ощущали в ходе жертвенных обрядов священную силу, которую называли Брахманом. Считалось, что той же силой наделены члены касты жрецов (брахманов, или браминов). Поскольку в ритуальном жертвоприношении видели вселенную в миниатюре, понятие «Брахман» стало со временем означать вездесущую силу. Мир воспринимали как божественную деятельность, зарождающуюся в загадочном естестве Брахмана, сокровенного смысла всего сущего. Упанишады призывали
Восприятие Брахмана-Атмана допускает не больше рационального объяснения, чем музыка или стихи. Для того чтобы создать произведение искусства или оценить его, разумность необходима, но возникающие чувства выходят далеко за грань чистой логики и рассудка. Эта непередаваемость опыта неизменно присутствует во всей истории Бога. (там же)
там же. Прекрасное описание состояния просветления. Действительно, все удивительно похоже (кроме того, что у автора есть травма от христианства)… В Индии образцом возвышения над собственной личностью были йоги; ради просветления они уходили от семьи и отрекались от всех общественных обязанностей, словно переносились в иную сферу бытия. Предположительно в 538 г. до н.э. юноша по имени Сиддхартха Гаутама тоже оставил красавицу жену, сына и роскошный дом в Капилавашту (двести километров к северу от Варанаси) и стал нищенствующим аскетом.
там же. мир устроен неправильно. Но есть место состраданию. После просветления Будда пришел в Варанаси (Бенарес) и, найдя там первых последователей, изложил основы своего учения, опиравшегося на одну важнейшую истину: вся жизнь есть страдание, духкха. В ней нет ничего, кроме мук; жизнь совершенно ужасна. Всё рождается и гибнет в бессмысленном круговороте перемен; безусловных ценностей не бывает. Религиозность начинается с ощущения неправильности, несовершенства. В языческой древности это чувство привело к зарождению мифа о
там же Пифагор считал, что душа – это падшее, запятнанное божество, заточенное в теле, как в гробнице, и обреченное на непрестанный круговорот перерождений. Он первым отметил общечеловеческое ощущение чуждости этому миру, который далеко не всегда кажется нам родной стихией. Пифагор учил, что душу можно освободить ритуальным очищением, после чего она становится способной достичь гармонии с законами вселенной. Платон тоже верил, что за гранью видимого мира кроется неизменная божественная реальность, а душа – это ее частица, падший бог, покинувший свой дом и
Библейская критика просто ужасна. Но дальше становится интересно. Вот что говорится о гностиках. Аналогии с каббалой почти прозрачны: Все гностики начинали с непостижимой реальности, именуемой «Божество»: от Божества произошла та меньшая сущность, которую мы называем «Богом». О Божестве нет смысла говорить, поскольку оно совершенно недоступно ограниченному человеческому уму. Как поясняет Валентин, Божество – это …Глубина или Первообраз, необъятный и невидимый, вечный и безначальный, существовавший бесчисленные века в величайшей тишине и спокойствии. Это мужской зон; ему соприсущ был женский эон «мысль», или «благодать», или «молчание»35.
Очень интересный момент. У недавно умершего рава Нохума Рабиновича спросили, как следует понимать запрет слушать женский голос (букв. «голос женщины приравнивается к обнаженному телу») Рав Рабинович ответил, что по его мнению, если песня имеет нескромное содержание, или исполняется нескромным образом — то этот запрет действует. Если нет — то нет. Вот так.
А вот это вам о чем то говорит? Оттуда же. Ответы в комменты плз «В книге Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» фигурирует огромный суперкомпьютер, который был спроектирован для того, чтобы дать окончательный ответ, абсолютный ответ, ответ, который всецело объяснит «Бога, жизнь, вселенную и все остальное». Однако для выполнения подсчетов компьютеру потребовалось семь с половиной миллионов лет, и к тому времени, когда компьютер смог выдать ответ, сам вопрос все давно позабыли. Никто уже и не помнил предельный вопрос, однако предельный ответ, который дал компьютер, был следующим: «42».
Там же. По-настоящему круто: …Идея же состоит в том, что, согласно этим визионерам, эволюцию лучше всего понимать как Дух-в-действии, как Бога-в-творении, причем Дух разворачивает себя с каждой стадией развития, тем самым проявляя себя все больше и больше и реализуя все больше своего потенциала на каждом последующем витке. Дух не является какой-то определенной стадией, или какой-то предпочитаемой кем-то идеологией, или каким-то определенным Богом или Богиней – скорее, это весь процесс развертывания как таковой, бесконечный процесс, который всецело присутствует на каждой конечной стадии и который тем не менее во все большей степени открывается самому себе на каждом новом эволюционном повороте.
«В.: Если дать тысяче мартышек достаточно времени, то они, случайно нажимая кнопки на пишущей машинке, в конечном счете напечатают пьесу Шекспира. К. У.: Если предоставить достаточно времени! Один из математических подсчетов показал, что шанс на то, что мартышкин труд сможет произвести на свет пьесу Шекспира, равен одному из десяти тысяч миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов. Так что, может, это произойдет через миллиард миллиардов лет. Но у вселенной не было миллиарда миллиардов лет. Она имела в распоряжении лишь двенадцать миллиардов лет.
«Человек это целый мир» Среди прочего это значит, что человек связан с целым миром, и что внутри каждого человека отражается целый мир, есть кусочек от каждого из семи миллиардов людей. Отрывая себя от мира — человек умирает. Та часть мира, от которой он себя оторвал — умирает в нем. Что делает религия, если ее концепции не корректируются? Отрывает меня от моей страны, от моего народа, от истории, от человечества. Даже внутри иудаизма отрывает меня от всех, кто мыслит иначе, чем я. Моя религия убивает меня.
Многие люди сегодня имеют подобного рода духовные, или надментальные, переживания (переживания с более высоких, или более глубоких, стадий эволюции сознания). Однако они не знают, как их интерпретировать. Они имеют все эти интуитивные прозрения, но иногда распаковывают эти интуитивные прозрения неадекватным или неполным образом. И данные неадекватные интерпретации, как правило, затормаживают дальнейшую трансформацию, пускают ее под откос, саботируют ее. Ким Уилбер