Дальше там же
Дальше там же. Очевидная аналогия с идеей «сущности души» в хасидизме
В ведической традиции верующие ощущали в ходе жертвенных обрядов священную силу,
которую называли Брахманом. Считалось, что той же силой наделены члены касты
жрецов (брахманов, или браминов). Поскольку в ритуальном жертвоприношении видели
вселенную в миниатюре, понятие «Брахман» стало со временем означать вездесущую
силу. Мир воспринимали как божественную деятельность, зарождающуюся в загадочном
естестве Брахмана, сокровенного смысла всего сущего. Упанишады призывали
воспитывать в душе постоянное ощущение присутствия Брахмана во всем вокруг. Это
было проникновение за пределы буквального смысла слов, выявление скрытой природы
всех вещей. Все, что ни случается, есть деятельность Брахмана, а подлинное прозрение –
это способность видеть единство под поверхностью разнообразных явлений. В одних
упанишадах Брахмана наделяли чертами характера, в других он оставался совершенно
безличным. К Брахману нельзя обратиться на «Ты», его нельзя называть «Он»; Брахман –
это нейтральное понятие, к которому неприменим ни мужской, ни женский род. Брахман
не проявляет своей воли как властное божество, не обращается к людям, не открывается
им. Он выше всего человеческого, он не откликается на мольбы и не карает за грехи.
Нельзя говорить, что он нас «любит» или «ненавидит». Не нужно благодарить или
восхвалять его за сотворение мира – это просто лишено смысла.
Подобная божественная сила оставалась бы совершенно чуждой человеку, если бы
Брахман не пребывал в каждом, не был един с его душой. Философия йоги помогает
людям постичь свой внутренний мир. Позднее мы увидим, что особые позы тела,
принципы дыхания и питания и приемы умственного сосредоточения независимо
развивались и в других культурах. Более того, они, судя по всему, вызывают состояния
озарения и просветленности; эти состояния истолковывались по-разному, но считались
вполне естественными. Упанишады утверждают, что это переживание нового измерения
собственной души – проявление все той же священной силы, на которой держится мир.
Вечному началу в душе человека дали название «Атман»; это и была новая разновидность
целостного древнего мировоззрения язычников, очередное наименование Единой
Божественной Жизни, которая в равной мере наполняет всех и каждого.