Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

В продолжение предыдушего поста. То что в каком то месте есть искры святости не означает что нужно бежать их оттуда вынимать. Искры есть везде. И в восточных религиях, и у Спинозы скажем есть какие то идеи близкие к хасидизму (так Йифрах счииает по крайней мере) То что в христианстве есть искры не означает что нужно завтра открывать иудео христианский форум. Есть письмо Ребе Штейнзальцу где Ребе высказывается резко против таких диалогов. По той простой причине что другая сторона просто использует это как трибуну для ловли еврейских душ. А также потому что есть запрет для религиозного еврея изучать эти тексты. Который тоже никто не отменял.
Мы говорим, «клипа», «клипа». Все клипа. Йецер это клипа. Христианство это клипа. Народы мира это «три нечистые клипы». Рав Гинзбург (слышал от кого-то на оэле в минувшиую субботу) тоже «клипа»… Кто нибудь вообще знает, что такое клипа? Я не уверен, что это самый точный и окончательный ответ на вопрос, но в моем понимании клипа это просто «жестокий суд». Дин каше. Жестокий суд. «Ам аарецу (простолюдину) запрещено кушать мясо». Почему? Я как то сидел у рабби Амоса в субботу, и читали что то из Абир Яаков (рабби Яаков Абухацера), и там как раз обсуждалось, почему простолюдину не следует кушать мясо. Ответ был: простолюдин это аспект суда. И мясо тоже аспект суда. Вместе получается жестокий суд. Поэтому, пусть лучше молоко пьет…
По-видимому, все же основное (и буквальное) определение слова клипа это «оболочка», скорлупа плода. Что означает, что если эта оболочка полупрозрачна, если она дает плоду дышать, если она, подобно материнскому чреву поставляет плоду кислород и пищу — то это хорошоая, «чистая» оболочка. Если нет — то нет. Я бы даже сказал, что «правильная» оболочка определима по тому, что есть развитие. Если есть развитие — это это правильная оболочка. Если есть стагнация и разложение — это неправильная оболочка.
Или, может быть так: в конечном счете, религия это «мад», «мужские воды», поток Б-жественной милости, приходящий в этот мир. Я не хочу говорить о декларациях и методиках — можно спорить о них до бесконечности. Тахлис — что привлекает больше энергии, больше «благодати» (так это называется?) в мир? Там, я думаю, и находится истина. Большая часть «мад» привлекается праведником поколения. Там где есть такой праведник, там истина и там Шхина. А все остальные должны учиться у него… Тора называется «Торат Моше». Если нет живого Моше, человека, способного дать жизнь всему тому что там написано — то нет и Торы, в известном смысле
А вот с этим трудно не согласиться: Я бы даже сказал, что ради этой мысли стоило затевать всю эту дискуссию.. Andrey Nutmeg Я смотрю на ситуацию как сказал царь Соломон. Нет ничего нового под солнцем. Все варианты предусмотрены аШем . Человек только меняет их местами. Я не говорю что хр что то есть я говорю что есть аналогия между хр и БН. Многие которые это понимаю смотрят на тексты современных равинов и видят полную аналогию. Человек не может придумать ничего нового. Он может только играть с тем что уже создано.
Я продолжаю прокручивать в голове впечатления от последнего шабата на оэле. Там собирается в основном молодежь. Замечательнач религиозная молодежь, в основном студенты старших ешив, т.е . ребчта в возрасте 20-23 лет — это называетсч «квуца». Следующая станция хупа. Удивительно, но как только возникает тема «Гинзбурга», я слышу только одно: страх. Дикий, первобытный страх, даже не пацанов уже, мужиков которые вот вот станут под хупу. Гинзбург? — клипа! Однозначно, клипа! Не смотри туда, а то упадешь…
Если попытаться дать не банальное определение религии то наверное это: поднять страх. Просто скащать «не бойся» это не работает. Страх это основное качество животной души. Религия по большому счету это как поднять этот животный страх, этот инстинкт самосохранения животной души до Б-жественного трепета и любви. Тут писали о том, что христианство это не опция потому что они убивали евреев. Я как то писал о том, что проблема нацизма в Германии это проблема слишком большого разрыва между сознанием и подсознанием. Когда сознание ставит перед подсознанием слишком высокую планку подсознание сходит с ума и начинает беситься. И это вся история двадцатого века и это же история христианства. Не сумев исполнить «люби ближнего» ко всему живому христианство средневековья открыло тьму подсознания. И оттуда погромы и коестовые походы и инквизиуия и тд
Есть логика в том что сознание человека стремится к полной и абсолютной свободе. А тело это границы. Рабби Нахман говорил что душа это разум. Там где есть острый ум там есть возвышенная душа. А суть дущи, суть Б-жественной искры в человеке это свобода (так рав Кук говорит в своем «море невухим») Такмм образом религмя это своего рода компромисс, баланс между требованием абсолютной свободы со стороны души. И готовностью тела принять эту свободу * Рав Кук говорит много о том, что в современном иудаизме много наносных элементов христианства. И один из них и основной из них это страх своьодомыслия. Andrey Nutmeg что ты думаешь об этом?