Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пять сомнений в половине шекеля



Веабита на главу Ваякгель-Шкалим 5779

Предисловие переводчика

Общая структура души

Амалек — одна из «любимых» тем хасидизма. Также праздник Пурим — один из важнейших праздников хасидизма. Почему эти темы так важны в хасидизме?

Идея хасидизма, как ее трактует рав Гинзбург, это раскрытие и исправление сверх-сознательного, или над-сознательного в человеке. На языке хасидизма это называется «макифим», или «окружающими» силами души. Обычно структура души рисуется, как состоящая из пяти ступеней, снизу вверх это: нефеш, руах, нешама, хая, йехида.

Нефеш — это душа, облачающаяся в кровь, душа, дающая жизнь телу.

Руах — это сфера эмоций.

Нешама — это сфера разума.

Эти три силы называются «внутренними» силами души, ибо каждая из этих сил имеет определенный «сосуд», в который она облачается. Нефеш облачается в кровь, руах — в сердце, и нешама — в мозг.

Над этими тремя ступенями внутренних сил души есть еще две ступени, которые называются хая-йехида. Эти две ступени называются «макифим», «окружающими», «внешними» силами души.

В мирах этим пяти ступеням души соответствуют, снизу вверх, миры Асия — нефеш, йецира — руах, брия — нешама, ацилут — хая.

Йехида — это еще выше, чем Ацилут, это как правило ассоциируется с сущностью души, или с атик, или с кетер, или с пнимиют кетер, или с АК (Адам-кадмон).

Раскрытие Мошиаха тесно связано с пробуждением ступени йехида.

Смысл Пурима — исправление сверх-сознания (макифим)

Как это все связано с Пурим и с заповедью стереть память об Амалеке? Амалек «отсекает» сознание от сверх-сознания, отсекает, изолирует, парализует высшие силы души, оставляя только сознание. 99.9 процентов психической энергии человека это его сверх-сознание, его хая-йехида. Человек, сверх-сознание которого парализовано, неизбежно будет испытывать дефицит энергии, страх, фобии, нерешительность, сомнения. Он не способен что-то делать последовательно и эффективно. Стержень его души сокрыт от него. Это «работа» Амалека.

В Пурим наша задача — восстановить контакт между сверх-сознательным и сознательным в человеке. Вся идея заповеди «напиться до неразличения между благословен Мордехай и проклят Аман, это пробуждение макифим в душе, пробуждение над-сознания. Когда свет над-сознания пробуждается, человек выздоравливает от всех своих фобий, от своей нерешительности и стеснительности, от своей неспособности что-то по настоящему делать в мире.

Сомнения — основной признак поврежденного сверх-сознания

Как человек может узнать, что у него «что-то не в порядке» с сверх-сознанием? Хасидут предлагает известную гиматрию — «Амалек» = «сафек». Если на каждом шагу нас одолевают сомнения, если мы не способны ни на что решиться, а решившись, так и не исполняем задуманного — это Амалек. Это паралич высших сил души.

Основная идея Пурима выражается стихом «в ту ночь царь не мог заснуть». Идея Пурима это проснуться, разбудить спящие силы души и начать действовать в мире, исполняя свой шлихут в полной мере.

Как далее объясняется на уроке рава, Амалек строит пять «барьеров»: барьер между человеком и Вс-вышним; барьер между людьми; барьер между сознанием и сверх-сознанием; барьер между человеком и миром.  На наш взгляд, тем не менее, основным является тот внутренний барьер, то недостаточное функционирование над-сознания, от которого зависит все остальное. Все остальные барьеры сидят на этом барьере бессознательного.

В Пурим требуется пробудить ступень нецах Исраэль

На одном из последних уроков рав говорил, что в Пурим нужно стать «ло-адам», подняться до ступени, которая называется «нецах Исраэль», «Вечность Израиля». Этот стих, произнесенный пророком Шмуэлем в ответ на оправдания Шаула, почему он оставил в живых Агага — содержит, таким образом, «ключ» к тому, чтобы стереть Амалека вовне, и стереть Амалека в душе человека.

«Человек» — объяснил рав — скромен. Но «не человек»  — стоит выше понятий скромности. Другими словами, требуется привлечь энергию ступени, которая называется нецах Исраэль, и это то, что требуется от нас в Пурим, и это то, что восстановит энергетику нашей души.

Амалек и гаава

Есть еще одна тема, близко связанная с функционированием (или не функционированием) надсознания. Это тема гаава, гордости. В известном смысле понятие Амалек и гаава взаимозаменяемы. Гаава это также паралич сверхсознания, как и Амалек.

Как с этим бороться? Ответ рава известен — шифлут. Шифлут восстанавливает энергетическую магистраль души. В этом смысле должен быть «целый год Пурим», служение шифлут — это служение, которое должно быть постоянно. Шифлут тесно связан с симха, радостью и весельем. Радость и веселье — это не есть что-то сознательное. Это в чистом виде свет сверх-сознательного, раскрывающийся в душе в виде радости и веселья. Поскольку шифлут восстанавливает поврежденную энергетику организма, то он является источником радости и энергии в человеке.

Два пути стать «не человеком» и разбудить «нецах Исраэль».

Таким образом, мы получили два пути, как стать «не человеком» в Пурим, и разбудить нецах Исраэль в душе: исполнить заповедь ад-ло-яда в Пурим. И служение шифлут.

Что такое шифлут? Как достичь шифлут? По большому счету есть два пути: первый — сознательный. Второй — бессознательный. Поскольку наша цель — бессознательное, то очевидно, для нас важнее последний вариант, а первый играет только вспомогательную роль. Сознательный путь достижения шифлут -это хешбон нефеш. Душевный самоотчет. Этот душевный самоотчет должен привести человека к выводу, что он делает недостаточно, или вообще ничего не делает. Что он не исполняет свой шлихут совершенно, или исполняет его совершенно недостаточно. Амалек, мы сказали, это «сомнение». Возможно, такое состояние «полу-шлихут» куда хуже, чем вообще не делать шлихут. Если я вообще не делаю шлихут — то я когда-нибудь сделаю тшуву. Но если я делаю шлихут в полсилы — это настоящий Амалек. Это первая половина шифлут — сделать подсчет наличных ресурсов души и сравнить то, что ты делаешь с тем что ты должен делать.

Вторая, основная часть шифлут — это начать действовать больше, чем тебе нравится. Учиться больше, чем ты можешь. Делать мицвот, больше, чем ты хочешь. Давать цдаку выше своих возможностей. Это все методики, пробивающие дыры в том барьере, который Амалек (другими словами, наши грехи) выстроили перед нашим сверх-сознанием. Это тот Пурим, о котором говорится «весь год Пурим». После такого Пурима можно приходить на трапезу к раву и исполнять «ад ло яда».

*

Далее слова рава.

Стереть Амалека

Глава Шкалим — первая из «четырех глав», которые читаются перед Песахом. Она предваряет главу Захор («Помни») и праздник Пурим. Пурим, как известно, связан с войной с Амалеком, и Хазаль объясняют, что «сообщают о полушекелях» перед Пуримом, чтобы шекели еврейского народа опередили шекели, которые отвесил Аман Ахашверошу. Главы Шкалим и Помни предшествуют Пуриму. Глава Захор напоминает, кто такой Амалек, и мотивирует нас на вечную войну с ним, а глава Шкалим дает силы и указывает путь этой войны. Далее мы рассмотрим смысл войны с Амалеком, и путь его исправления с помощью заповеди полушекеля.

В хасидут объясняется, что стирание Амалека в душевной работе человека означает стереть сомнения, пробуждающиеся в служении Вс-вышнему. Наш учитель Баал Шем Тов объясняет, что Амалек имеет ту же гиматрию (числовое значение), что и слово сафек, сомнение. Амалек это не то дурное начало, которое выражает дурное желание или полное противодействие слову Вс-вышнего. Это характерно для других клипот, но не для Амалека. Амалек это «всего лишь» сомнение, «всего лишь» «кто сказал, что я должен это делать». Он говорит об основах святости «да, может быть, не исключено…», может быть, это правильно, а может быть и нет…

Любавичский Ребе объясняет, что в сомнениях и в том, чтобы «хромать на обе ноги» есть нечто гораздо более опасное, чем твердо держаться за неверное мнение (и поэтому Элиягу взывает к народу на горе Кармель — «Сколько же можно хромать на обе ноги, если Вс-вышний он Б-г, идите за ним, а если Баал — идите за ним»): Во-первых, тот, кто идет за Баалом, живет духовной жизнью, в его жизни есть идеал, которому он посвящает себя. Но тот, кто постоянно колеблется между двумя возможностями — это эгоист, руководствующийся исключительно соображениями личной выгоды. Поэтому, когда тот, кто шел по ошибочному пути со всей силой, сделает тшуву, он станет держаться пути добра с той же силой и ясностью. Но тот, кто постоянно колебался, так и останется колеблющимся и полным сомнений даже сделав тшуву. И еще: тот, кто полон сомнений, также «вводит в грех многих людей», вводя грех сомнения в область еврейства, доказывая, что даже еврей «с кипой на голове» может служить Баалу, и «на всякий случай».

Родословная Амалека

Если  исследовать родословную Амалека, становится ясно, каким образом сомнение Амалека «просочилось» в веру Израиля. Амалек это потомок Авраама. Пять поколений от Амалека к Аврааму: Авраам, Ицхак, Эйсав, Элифаз, Амалек. Их имена указывают на то, что Амалек имеет доступ к святости, и что он способен отравить корень еврейства: три поколения, относящиеся к клипеЭйсав Элифаз, Амалек — равны по своему числовому значению три раза Авраам (т.е. среднее значение каждого имени это Авраам). Это указывает, что они держатся и получают питание от «генов», которые есть внутри самого Авраама, родоначальника всех верующих.

Амалек не ограничивается тем, что у него есть питание от святости, он отравляет своим сомнением до самого своего корня в Аврааме. Мы видим намек на это в том, что все эти имена — Авраам, Ицхак, Эйсав, Элифаз, Амалек — вместе составляют пять раз Амалек, и само собой, среднее значение каждого имени это Амалек! Амалек вносит сомнение во все предшествующие ему поколения, и, в сущности, создает пять сомнений в вере — сомнения, с которыми следует бороться, и которые следует уничтожить.

С другой стороны, подобно тому, как этот намек указывает на силу Амалека проникнуть в самый корень веры Израиля, которую мы унаследовали от Авраама, также выходит, что у сомнений есть корень в святости, и это дает силы бороться с сомнениями, которые вносит Амалек.

В каббале корень понятия пяти сомнений находится в высшей части кетер, который называется рейша дело яда вело итьяда[1], ступень, настолько сокрытая, что невозможно прояснить, что в точности находится там, и есть пять вариантов, из которых можно выбрать. Эти пять сомнений — святые сомнения, в аспекте «и эти и эти слова Б-га живого», каждое из них правильно, и выражает один из аспектов этой высшей главы кетера. В силах души Радла[2] означает веру. Это означает, что в самой вере есть пять святых сомнений, пять удивительных и глубоких аспектов веры. Объясним.

Пять сомнений в полушекеле

В святости эти пять сомнений появляются в отношении полушекеля. В хасидизме во многих местах объясняется, что «полшекеля» это то, что человек сознает, что сам по себе он только половина, которая, очевидно, нуждается в дополнении извне. По поводу этой второй половины есть пять возможных объяснений (и, само собой, есть сомнение):

1.       Полшекеля, которые приносит человек своими делами, Вс-вышний дополняет своей милостью Свыше.

2.       Те полшекеля, которые человек приносит сознательно, дополняет дополнительная, бессознательная часть личности.

3.       Еврей достигает цельности только тогда, когда он объединяется еще с одним евреем.

4.       Полшекеля, которые достигает человек своим служением, воздействуют на весь мир, и это приводит к пробуждению и изменению реальности — половина, которая достигается цельным служением, вызывает реакцию со стороны окружающего мира, пробуждение и подъем искр в нем.

5.       Еще один вариант, принципиально отличный от всех предыдущих, это то, что вообще нет необходимости в какого-либо рода дополнении, Вс-вышний приказал только принести только полшекеля!

Эти пять святых сомнений, пять возможностей, которые могут существовать одновременно, у Амалека преобразуются в пять нечистых сомнений в вере. Он не верит, что половина, которую приносит человек своим служением, может достичь своей цельности — ни со стороны Вс-вышнего, ни со стороны сокрытых сил своей души, ни со стороны его друзей, и ни со стороны окружающего мира. Корень сафека Амалека в том, что он утверждает, что эйн маспик (недостаточно) в половине самого человека, и поэтому нет никаких шансов на то, что она будет дополнена извне. Амалек вносит сомнение также в возможность, что в одной только «половине» есть внутренняя цельность, не нуждающаяся ни в каком восполнении.

Пять сомнений в вере

Сомнения Амалека затрагивают пять основ веры Израиля: присутствие Вс-вышнего в мире и Его Провидение. Вера в Тору и в то, что Вс-вышний наделяет людей духом пророчества. Вера в награду и наказание. Вера в Мошиаха. Вера в оживление мертвых.

Эти пять основ это не «абстрактные» основы веры, затрагивающие лишь «определения» Вс-вышнего, а то, что лежит в основе ежедневной жизни человека — возможность связи между Вс-вышним и Его миром и теми, кто служит ему. Амалек не отрицает, что Вс-вышний способен на это, что только вносит сомнение. Он не говорит, что раскрытие Провидения, пророчества или награды и наказания для отдельного индивидуума и всего мира невозможны. Он лишь утверждает, что сомневается, будут ли эти возможности когда-либо реализованы, ибо есть сомнение, достаточно ли служения человека, чтобы привести к этому. Эти пять сомнений Амалека соответствуют пяти сомнениям в половине шекеля, и пяти поколениям его родословной:

Амалек сомневается, «есть ли Б-г среди нас или нет», ибо дополнение дел человека Провидением зависит от любви человека к Вс-вышнему. Тот, кто недостаточно любит Вс-вышнего — не видит Его Провидения. Это сомнение в любви Вс-вышнего относится к Аврааму, который раскрыл, что Вс-вышний присутствует и раскрывается в мире.

Сомнение в пророчестве означает, что у человека нет достаточно сокрытых Б-жественных сил, дополняющих его постижение, а для того, чтобы удостоиться пророчества нужно достичь совершенства. Сомнительно, говорит Амалек, существует ли такой человек вообще. Это сомнение связано со служением копания колодцев Ицхаком — служение, направленное на раскрытие Б-жественного источника внутри человека, способного проявить себя вовне.

Сомнение в награде и наказании — это сомнение в том, что человек способен своим служением принести себе истинное и полное благо, изменить мир таким образом, что раскроются в нем святые искры, которые принесут совершенство человеку, и станут его наградой. Это мнение Эйсава, готового продать свое первородство. Он не верит в награду как результат служения в Храме, и он отказывается сотрудничать с Яаковом и отдать его свои искры святости (он сомневается, завершил ли Яаков свою половину в работе бирурим).

Сомнение в приходе Мошиаха означает, что поскольку приход Мошиаха зависит от беспричинной любви — когда все евреи будут дополнять друг друга. Трудно себе представить такую ситуацию, когда среди евреев будет столь сильная связь друг с другом, которая необходима для такого взаимного дополнения. Это утверждение очень характерно для Элифаза, который не смог по-настоящему проявить эмпатию и понять своего товарища, Иова, когда того постигла трагедия.

Стереть Амалека означает оживление мертвых

Эти сомнения пока что это не сам Амалек. Дополнение полушекеля извне становится понятным, если мы понимаем, что Вс-вышний не требует от человека усилия, равного его Б-жественной силе. Вс-вышний требует только того, что по силам человека. По своей великой милости он помогает дополнить полшекеля человека (который сам по себе несовершенен и как бы разбит напополам).

Сам Амалек больше всего сомневается в оживлении мертвых. Мысль, что человеческая половина способна существовать без восполнения извне, что она совершенна сама по себе и поэтому у нее есть вечное существование (подобно вечному существованию тела человека, столь неполного и уязвимого, во врем оживления мертвых), глубоко чужда Амалеку.

Только когда мы удостоимся вечной жизни, мы будем способны окончательно стереть память Амалека. Тогда выяснится, что есть внутреннее совершенство в ощущении, что я только половина, что «нет ничего более цельного, чем разбитое сердце». Тогда станет явным, что в ограничении — в котором, на первый взгляд,  нет совершенства всех-возможных-и-противоположных-вариантов — присутствует сущностный выбор, выбрать одну, правильную половину. Самое главное, тогда раскроется, что Израиль — это «половина» Самого Вс-вышнего, «часть Б-га Свыше буквально», и «тот кто держит половину сущности, держит ее целиком». Эта вечная и цельная половина на действительно обладает Б-жественным совершенством.



[1] Букв., глава «не познаваемая извне и не сознающая саму себя». Рав обьясняет, что в душе это высшая ступень над-сознания, аспект йехида в душе, или еще выше, аспект искры творца, облачающейся в творении

[2] Сокращение от рейша-дэ-ло-яда-вело-итйяда