Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

649

Суббота «Тецаве»

12 адара алеф 5763 года

14/2/2003

ДЕКАЛОГ ВНЕ ЗАКОНА

Вся эта история вообще не должна нас беспокоить, может быть, даже не должна нас интересовать. Впрочем, пожалуй, нет: мы ведь привыкли повторять: еврейский народ дал миру десять заповедей. Эта фраза стала для евреев национальным аналогом формул: «Волга впадает в Каспийское море» и «учение всесильно, потому что верно».

Короткая фраза содержит неправдоподобно много ошибок.

Во-первых, не мы дали миру десять заповедей, а Всевышний дал их нам. Кстати, совсем не для того, чтобы мы их быстренько сбагрили какому-то неопределенному «миру». Более того, в соответствии с нашей верой, десять заповедей не распространяются на народы мира и не обязывают их.

Далее, если мы полагаем, что десять заповедей подарены миру нами, то речь идет уже о великой мистификации: ведь народы наивно верят, что декалог дан Всевышним, а не сочинен «сионскими мудрецами».

Итак, первая половина сказки о том, что мы, якобы, дали миру, рухнула.

Но, словно этого мало, я должен разочаровать вас еще раз: не только что мы ничего не давали, мир ничего не принимал! И не важно, что при входе в каждую вторую церковь деревенским маляром нарисован рогатый Моше с двумя камнями в руке. Моше похож на местного старосту с непреклонным взглядом и не возникает сомнение, в кого именно он швырнет камни, как только ему представится возможность. Не всегда видно, что именно написано на каменюках, но, зная историю христианства, можно предположить, что вместо «не убий» высечено «бей жидов».

В последнее время даже притворная игра в десять заповедей начала надоедать христианскому миру.

Ночью 31 июля 2001 года верховный судья штата Алабама Рой Мур впервые в жизни совершил преступление. Как последний вор, сопровождаемый бандой сообщников, он прокрался в здание суда и установил в вестибюле кусок гранита весом в 2.4 тонны. Ладно бы, просто гранит, ужас в том, что камень не был бесформенным: злонамеренная рука скульптора придала ему форму скрижалей и, о ужас!, высекла на нем десять заповедей. Надо заметить, что судья Мур не видел в своих действиях состава преступления и попросту хотел сделать другим судьям и посетителям суда приятный сюрприз.

Он и не думал, что древний текст вызовет такую острую и болезненную реакцию у его коллег. Штат Алабама сформировал многочисленную группу обвинения во главе с прокурором Морисом Диром. Они подготовили и подали иск, требующий немедленного выноса камня и примерного наказания судьи.

Судья Майрон Томпсон с возмущением отмечает, что «скульптура превратилась в своеобразный остров религии в пространстве суда».

Суд не только счел судью Мура виновным, но и отметил факт преступного рецидива. Еще десять лет назад, будучи окружным судьей, Мур повесил над своим судейским креслом рядом с гербом США деревянную пластину с вырезанными на ней злополучными десятью заповедями.

Приговор десяти заповедям был вынесен и камень вышвырнули вон.

Судья отделался взысканием и будет находиться отныне под пристальным наблюдением.

Итак, мы не давали миру десять заповедей, а мир их у нас не брал. Сие означает, что, хотим мы этого или не хотим, декалог находится в наших руках, а ответственность за его соблюдение лежит на нас, наших детях и детях их детей. И не только соблюдение столь легкой заповеди как «не убий» или столь неопределенной как «не пожелай», но и такой докучливой, как «соблюдай день субботний, чтобы святить его».

И, не забудем, первую из десяти заповедей, повеление верить в единого Б-га, тоже никто не отменял.

ТЕЦАВЕ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашею еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад гa-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И ты повели сынам Израиля, и они доставят тебе чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения — чтобы зажигать светильник, горящий постоянно. В шатре откровения, с внешней стороны завесы, что перед свидетельством союза, будут зажигать его Агарон и сыновья его, чтобы горел он с вечера и до утра пред Б-гом, — это вечный закон им для всех их поколений от имени сынов Израиля. И приблизь ты к себе Агарона, брата твоего, и с ним — его сыновей из среды сынов Израиля для служения мне: Агарона, Надава и Авигу, Эльазара и Ита-мара, сыновей Агарона. И сделай священные одежды для Агарона, брата твоего, чтобы почитали его и восхищались великолепием его. И обратись ко всем мудрым сердцем, которых наполнил я духом мудрости, и сделают они одежды Агарону, освящающие его для служения мне. И вот одежды, которые они сделают: хошен, и эйфод, и мантию, и клетчатый хитон, тюрбан и пояс; и сделают они священные одежды Агарону, брату твоему, и сыновьям его для служения мне. И возьмут они золотые нити, и голубую шерсть, и багряницу, и червленицу, и лен; и соткут эйфод из нитей золотых и нитей голубой шерсти, багряницы, и червленицы, и льна, скрученных вместе. Две лямки, соединяющие обе его стороны, должны быть у него — пришиты к эйфоду. И поясок на нем, чтобы подпоясывать эйфод, должен быть соткан вместе с ним. Из нитей золотых, нитей голубой шерсти, багряницы, и червленицы, и льна, скрученных вместе. И возьми два камня, два оникса, и вырежь на них имена сынов Израиля: шесть из их имен на одном камне, а шесть остальных имен на камне втором — по порядку рождения. Как это делает резчик по камню, вырезая буквы на печати, вырежь на обоих камнях имена сынов Израиля и помести каждый в золотую оправу. И прикрепи оба камня к лямкам эйфода: камни эти — напоминание о сынах Израиля; и будет Агарон носить их имена пред Б-гом на обоих плечах своих — для напоминания. И сделай золотые оправы; и два шнурка из чистого золота — витыми их сделай подобно канату, и прикрепишь эти витые шнурки к оправам. И сотки хошен, выясняющий истину, так же, как и эйфод: из нитей золотых, нитей голубой шерсти, багряницы, червленицы и льна, скрученных вместе, сотки его. Должен быть он четырехугольным, двойным, длиной в пядь и шириной в пядь. И вставь в него камни в оправах, четыре ряда камней по рядам: рубин, топаз и изумруд — первый ряд; второй ряд — бирюза, сапфир и бриллиант; третий ряд — опал, агат и аметист; и четвертый ряд — хризолит, оникс и яшма: в золотых оправах они должны быть. И камни эти будут соответствовать именам сынов Израиля: двенадцать — по числу их имен, и на каждом будет вырезано, как на печати, имя — для двенадцати колен. И сделай для хошена шнурки витые подобно канату, из чистого золота; и сделай для хошена два золотых колечка, и помести оба колечка на двух концах хошена; и прикрепи оба золотых шнурка к двум колечкам на обоих концах хошена. А два других конца обоих шнурков прикрепи к двум оправам и помести оправы на лямках эйфода спереди. И сделай еще два золотых колечка, и помести их на двух других концах хошена, на краю его внутренней стороны, обращенной к эйфоду. И сделай еще пару золотых колечек, и прикрепи их к обеим лямкам эйфода снизу, с внешней стороны его, там, где они соединяются с эйфо-дом над пояском. И когда привяжут хошен за кольца его к кольцам эйфода шнурком из голубой шерсти, чтобы находился он на пояске эйфода, — то не будет сдвигаться хошен с эйфода. И будет носить Агарон имена сынов Израиля на хошене, выясняющем истину, на сердце своем, входя в святилище, — для напоминания Б-гу постоянно. И вложи в хошен, выясняющий истину, урим и тумим, и будут они на сердце Агарона, когда он будет представать пред Б-гом, и будет носить Агарон предначертания Б-га сынам Израиля на сердце своем постоянно. И сотки мантию, на которую надевается эйфод, целиком из голубой шерсти. И будет отверстие для головы в центре ее, ворот вокруг отверстия должен быть соткан так, как делают ворот кольчуги, — чтобы не порвался. И сделай по подолу мантии гранаты из нитей голубой шерсти, багряницы и червленицы — во всему подолу ее, и золотые колокольчики между ними по всему подолу: золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат пусть будут по всему подолу мантии. И будет она на Агароне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в святилище, чтобы предстать пред Б-гом, и когда будет он выходить, — и не умрет. И сделай венец из чистого золота, и сделай на нем надпись, как на печати: «святыня Б-гу»; и подвесь его на шнурке из голубой шерсти, который пройдет по верху тюрбана: с передней стороны тюрбана будет он.