И если написано: "А грех мой предо мной всегда"[1], это не означает, что нужно быть всегда печальным и приниженным, да сохранит Всевышний, ибо далее написано: "Ты даешь мне услышать радость и веселье... и дух великодушный поддержит меня"[2], потому что всю жизнь нужно находиться в состоянии верхнего покаяния, то есть в великой радости, как говорилось выше. "Предо мной" [негди] - подобно тому, как написано: "А ты встань напротив [минегед]"[3]. "Напротив [минегед] вокруг Храма-шатра расположатся лагерем"[4]. И Раши объяснил это слово [минегед] как "издали". Слова эти[5] означают лишь, что сердце человека не должно возноситься[6], что он должен смиряться перед всеми[7], ибо "память перед глазами его"[8] о том, что он согрешил пред Всевышним, И напротив - что касается радости, то память о грехе должна чрезвычайно помочь принимать с радостью все происходящее как по воле неба, так и через людей, речью их или действиями (и это хорошее средство, чтобы уберечься от гнева и всякого раздражения и т. д.), и как сказали наши мудрецы.[9]: "Оскорбляемые и не оскорбляющие, выслушивающие постыдное для себя и не отвечающие, действующие из любви и радующиеся во время страданий и т. д.", "И всякому, кто прощает, прощаются все его грехи"[10].
[1] Тегилим, 51:5.
[2] Тегилим, 51:10,14.
[3] Шмуэль II, 18:13.
[4] Бемидбар, 2:2.
[5] "А грех мой предо мной всегда".
[6] Ср. Дварим, 17:20.
[7] Ср. Авот, 4:10.
[8] Ср. Шмот, 13:9.
[9] Шабат, 886.
[10] Рош-Гашана, 17а.