17

Чтобы уяснить слова наших учителей, благословенна их память, которые сказали, что именно физический мир сотворен силой, заключенной во второй букве "гей", [ибо из предыдущего объяснения следует, что вторая буква "гей" указывает на сфиру Малхут, где Б-жественный замысел реализуется посредством слов, а ведь не только физический, но и духовные миры сотворены по слову Всевышнего], следует вспомнить то, что известно всем, в чьих сердцах – Б-жест-венная мудрость: существует бесчисленное множество [духовных] миров и "дворцов"[1], о которых написано: «Можно ли сосчитать воинства Его, [каждое из которых заполняет определенный "дворец"]?». И в каждом воинстве, [населяющем] "дворец", – тысячи тысяч и мириады мириад ангелов; подобно этому существует бесконечное множество душ, пребывающих в бесчисленных мирах и "дворцах" каждого из трех "сверхмиров" – Ацилут, Бриа и Йецира – и состоящих из пяти ступеней: нефеш, руах, нешама, хая, йехида[2]. Все это бесконечное, в буквальном смысле слова, разнообразие множества [духовных сущностей] берет свое начало в многовариантных сочетаниях звуков, которым соответствуют на письме двадцать две буквы алфавита и из которых складываются слова Всевышнего. И на самом деле – таких вариантов существует бесконечное множество, как об этом написано в книге "Йецира": "Семи камней достаточно, чтобы построить пять тысяч сорок домов; исходя из этого, попробуй сосчитать [количество вариантов сочетании двадцати двух букв алфавита, и ты получишь результат, которому не найти определения в нашем словаре..."[3]. И хотя духовные ступени и уровни, на которых находятся ангелы и души, [так же] многообразны[4], [как и сами они], и составляют бесконечную последовательность на пути восхождения духовных сущностей ко Всевышнему, образуются эти ступени и уровни не только простой перестановкой букв, но и заменой их одна на другую по принципу "алеф" – "тав", "бейт – "шин" и так далее[5](как об этом говорилось в двенадцатой главе второй части этой книги). Все [эти сущности] обладают способностью мыслить и постигать, и они постигают своего Творца, ибо происходят от внутренней сути звуков, скрытым источником которых является сфира Хохма, как о том говорилось выше.

[1] "Дворцы" – духовные пространства, образованные бесконечным числом сочетаний и взаимопроникновений высших свойств Творца, поэтому их невозможно сосчитать.

[2] Нефеш, руах, нешама – см. прим. к Тания, часть 4, посл. 3. Хая – букв, "живая" – трансцендентная сфера души, сообщающая жизнь уровням души, воплощающимся в тело. Иехида – букв, "единственная" – Б-жест-венная частица единого Б-га, присутствующая в душе; благодаря этой частице душа связана со Всевышним.

[3] Т. е. в лексике нет слова, обозначающего подобное множество.

[4] Простая перестановка букв алфавита приводит лишь к многообразию духовных сущностей, но не к снижению их духовного уровня и совершенства.

[5] Т. е. каждой букве в первой части алфавита соответствует определенная буква второй части алфавита. Такая замена приводит к снижению духовного уровня созданий.

Запись опубликована в рубрике: .