1

Такое верхнее покаяние - единение духа с духом через изучение Торы и помощь нуждающимся - это проистечение [Б-жественного влияния] сверху вниз, чтобы слово Всевышнего действительно было в его устах, и как написано: "И Я вложу слова Мои в твои уста''[1], а "правая рука Его обнимает меня"[2] - помощь нуждающимся, ибо Хесед [милосердие] - правая рука и т. д.[3]. Однако нижний человек должен идти от ступени к ступени снизу вверх к верхнему покаянию и единению духа с духом через сосредоточенность сердца в молитве ["Шмонэ эсрэ"], а особенно в молитве "Шма" и в сопутствующих ей благословениях, чтобы сказать самым истинным образом: "И ты будешь любить [Всевышнего, Б-га твоего] всем сердцем твоим и всей душой твоей и т. д."[4], а также "и да будут эти слова [в сердце твоем]... и ты будешь о них говорить и т. д."[5], чтобы слово Всевышнего поистине было в устах, а "истина есть не что иное, [как Тора]". [Он должен] также исполнять все заповеди, как написано: "Освятивший нас Своими заповедями", что подобно словам: "Вот ты для меня освящена"[6]. Это категория высшей святости, а слово кдуша ["святость"] означает "отде-ленность" и "раздельность"[7], так что Он не может облечься в миры, ибо "все пред Ним как бы не существует"[8], и [оказывает влияние] только как окружающий все миры, а это - высшее желание Его, благословен Он, и т. д., как об этом говорится в первой части книги Тания, глава 46.

И после молитвы также говорят: "К Тебе, Всевышний, я вознесу душу свою"[9] - дабы соединиться духом с духом в течение всего дня и т. д. И все это - через размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, углубляясь своим познанием в [слова] двух благословений, предшествующих молитве "Шма", и псалмов [в начале утренней молитвы], как известно.

[1] Йешаягу, 51:16.

[2] Шир гаширим, 2:6.

[3] Тикуней Зогар, введение.

[4] Дварим, 6:5.

[5] Дварим, 6:6,7.

[6] Кидушин, 56. Эти слова произносит жених во время хупы. Силой этих слов невеста становится его женой. Само слово кадош ("святой") говорит об изъятости из несвятого, и цель заповедей - выделить добро во всех элементах мира из сферы несвятого, т. е. отделенности от Б-га, и вознести его в сферу, называемую Кдуша (святость), т. е. исключительная приверженность Б-гу.

[7] Б-жественная категория, которая выше причастности к сотворенному и потому, как сказано, не может облечься в миры.

[8] Зогар, часть 1, стр. 116.

[9] Тегилим, 86:4.

Запись опубликована в рубрике: .