19

[Так что же это означает: помогая нуждающемуся, "сделать имя" Всевышнему?] К примеру, [есть] в нашем мире большой мудрец, способный проникнуть в тайны всего сущего. Но если он вместо этого отказывается на время от реализации своей интеллектуальной потенции и мысленно сосредоточивается на произнесении одного лишь звука речи, он тем самым побуждает свой разум работать почти вхолостую, ставя перед ним простейшую задачу, – при том, что ему вполне по силам заниматься идеями самого высшего порядка. Этот пример позволяет нам представить редукцию Б-жественного света в процессе творения, хотя, разумеется, и сравнить невозможно замыслы Всевышнего и мысли человека. Теперь становится ясным, насколько грандиозным, поражающим воображение был процесс творения мира, сопровождавшийся редукцией Б-жественного света, когда за шесть дней были "словом Г-спода созданы небеса, и дыханием уст Его – все воинство [небесное]"[1]. Этому "дыханию уст Его" и соответствует звук, [обозначающийся на письме буквой] "гей", "самый легкий" из всех звуков. Написано [в Торе]: бегибаръам – "при создании их"; [Талмуд так расшифровывает это слово:] бегей браам – «создал их звуком "гей"»[2]. Этот звук лежит в основе девяти фраз, [произнесенных Творцом] и являющихся развитием самой первой [Его] фразы, которая начинается словом брейшит ("в начале") и входит в число десяти фраз, произнесенных Всевышним [при сотворении мира, несмотря на то, что в ней нет слов "и сказал Б-г", которые есть в остальных][3]. Эта первая фраза представляет собой модель сфиры Хохма, называемой также рейшит – "начало". Когда Всевышний спустился со Своих высот до уровня созданных Им существ, проявив Свое качество Творца, [создающего миры], Его никто не побуждал к этому, ибо [никого кроме Него не было во всей Вселенной, как сказано:] "...Не было человека [на земле] для служения [Всевышнему]..."[4]. Единственной побудительной причиной к творению было Его желание [создать нечто, по отношению к чему Он мог бы] проявить Свою доброту, как сказано: "Для [проявления] доброты Его был построен мир"[5], – и неспроста слова бегибаръам и "Аврагам" состоят из одних и тех же букв: ведь доброта Авparама [имела ту же природу, что и доброта Самого Всевышнего].

[1] По Тегилим. 33:6.

[2] По Брейшит, 2:4 и Мнахот, 296.

[3] См. Рош-Гашана. 32а. Трудно понять, почему звук ''гей" лежит в основе лишь девяти фраз, ведь если стих, начинающийся словом брейшит, тоже речение Всевышнего при сотворении мира, то этот звук должен лежать в основе и этого речения, т. к. "гей" ближе всего к изначальной субстанции речи. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[4] По Брейшит, 2:5. Никто не служил Ему и не мог своими действиями пробудить Его доброту.

[5] По Тегилим, 89:3.

Запись опубликована в рубрике: .