Ки теце. Беседа 3

Беседа 3

Смысл войны с Амалеком в духовном служении

5. Есть разные мнения относительно того, является ли чтение отрывка «Захор» («Помни, что сделал тебе Амалек»[1]) заповедью Торы или установлением мудрецов. Те авторитеты, которые считают, что это заповедь Торы, опираются на предписание Торы «помнить, что сделал тебе Амалек»[2]. Но кроме предписания есть еще и запрет: «Не забудь»[3]. Поэтому некоторые авторитеты[4] обязывают исполнять заповедь «помнить, что сделал тебе Амалек» также и женщин, ибо женщины обязаны соблюдать все запреты Торы. А поскольку в данном случае они должны соблюдать запрет, связанный с Амалеком, то, разумеется, они обязаны также исполнять и связанное с Амалеком предписание.

Из этого мы видим также, насколько важно помнить об Амалеке, раз эта обязанность лежит на всех: и мужчинах, и женщинах.

6. Правда, повеление «сотри память об Амалеке из поднебесной»[5] в буквальном, физическом смысле сейчас выполнить невозможно. Некоторые авторитеты[6] считают, что исполнение этой заповеди вообще возложено лишь на царя Израиля, который должен повести евреев на войну, чтобы уничтожить потомство Амалека. Но даже согласно мнению, что эта заповедь возложена на каждого отдельного еврея, ее исполнение в настоящее время невозможно. Тому есть две причины. Во-первых, вести войну с Амалеком возможно лишь при условии, что Израиль обладает силой и независимостью. Во-вторых, для исполнения этой заповеди необходимо точно знать, кто является потомком Амалека, а с тех пор, как ассирийский царь Санхерив «пришел и перемешал весь мир»[7], о каждом народе судят лишь по большинству людей, из которых он состоит[8]. Когда придет Машиах и вернет Израилю былую силу, можно будет выяснить, кто является прямым физическим потомком Амалека, и тогда царь-Машиах сотрет из поднебесной всё, что так или иначе связано с Амалеком.

Это - об исполнении заповеди уничтожить Амалека в физическом смысле. В плане же духовном повеление «сотри память об Амалеке» остается в полной силе и сейчас, и касается оно всех евреев, включая женщин, которые на физическую войну с врагом не выходят.

А заповедь «помнить, что сделал тебе Амалек» вообще исполняется не один раз в жизни и даже не один раз в год, но каждый день[9], что свидетельствует об ее исключительном значении (по крайней мере, в плане духовном) для служения Всевышнему в любое время и во все времена.

7. Значение отрывка «Что сделал тебе Амалек» в духовном смысле заключено в тех же словах Торы, которыми она рассказывает, что он сделал в плане материальном: «...который встретился тебе [карха] по дороге»[10]. Мидраш объясняет[11], что слово карха имеет общий корень со словом кар, «холодный»: Амалек охлаждает еврея на пути Торы и заповедей - делает его равнодушным к святости, к Торе, к своему еврейству. Ежедневную войну надо вести именно против холода Амалека: того, что вчера учили Тору и молились с жаром, недостаточно, сегодня тоже необходимо победить холод Амалека. Каждый день, прежде, чем выйти в мир и заняться своими делами, нужно воспылать жаром и объявить войну Амалеку - прежде всего во время молитвы. Если человек молится горячо, это дает ему силы продолжать войну с Амалеком и позже, уже вне стен синагоги - во время работы и во всех других делах, связанных с этим материальным миром. Это необходимая подготовка к тому, чтобы «стереть память об Амалеке» и в физическом смысле, что произойдет с приходом царя-Машиаха вскорости, в наши дни!

8. Необходимо широко оповестить, что война с Амалеком должна вестись в каждом поколении и каждый день, и нельзя удовлетворяться тем, что сделали прежде. Никто не должен удовлетворяться тем, что у него был прекрасный дед, прекрасный отец, что и он тоже раньше был прекрасным евреем. Нужно постоянно бороться с холодом Амалека, потому что не исключена возможность того, что и у нашего еврея будут «ослабевшие», и тогда не успеет он оглянуться, как Амалек будет тут как тут и примется «истреблять всех ослабевших, что позади тебя»[12]. Лишь
с приходом Машиаха каждый еврей полностью исполнит повеление «стереть память об Амалеке», обращенное к нему, и тогда Всевышний Сам окончательно сотрет из-под небес всякую память об Амалеке - буквально в очень скором времени!

Из беседы в субботу Захор 5716 г. (1956 г.)



[1] Дварим, 25:17.

[2] Шулхан арух, Орах хаим, 685:7.

[3] Дварим, 25:19.

[4] Минхат хинух, 603.

[5] Дварим, 25:19.

[6] См. р. Саадья-гаон, Сефер гамицвот, Асин, 59, комментарий р. И. Перло.

[7] Брахот, 28а; Йома, 54а. Политикой ассирийских царей вообще и Санхерива в особенности было переселение покоренных народов на чужие земли.

[8] См. Брахот, 28а; Йома, 84б; Ктубот, 15а.

[9] См. Шулхан арух гарав, 60:4.

[10] Дварим, 25:18.

[11] Танхума, гл. Тецэ; Псикта дерав Кагана, парашат Захор.

[12] Дварим, 25:18.

Запись опубликована в рубрике: .