Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Дварим. Беседа 2

Беседа 2

Печаль бейн-амецарим не должна проявляться в субботу. Глубинный смысл этого.

2. Как уже говорилось однажды, печаль недель бейн гамецарим никак не должна проявляться в субботу: суббота должна быть веселой[1]. Более того, Шабат Хазон должна быть даже более веселой, чем любая другая, чтобы не возникало подозрения, будто причина недостатка веселья — это траур, соблюдаемый в период бейн гамецарим.

Что это означает согласно глубинному смыслу Торы? Любая суббота несет в себе нечто от седьмого тысячелетия — «дня, который весь — суббота»[2], а поскольку грядущее освобождение не оставит ни малейшего следа от изгнания, то в субботу точно так же не должно быть даже следа бейн гамецарим.

Но это не более, чем объяснение негативное: почему в субботу не должно иметь места всё, что противоположно радости. Надо объяснить и позитивный аспект: почему в Шабат Хазон веселье должно быть большим, чем в любую другую субботу.

Известно, что освобождение из изгнания поднимает Израиль на более высокую ступень, нежели та, на которой он стоял до изгнания: ведь если бы возвращалось то же самое, что было раньше, — чему бы тогда служило изгнание? Так, разрушать здание имеет смысл лишь для того, чтобы новое, отстроенное стало лучше разрушенного. В самом общем плане это правило относится к любому освобождению из изгнания: даже освобождение, после которого будет новое изгнание (например, освобождение из Египта), должно поднимать Израиль на более высокую ступень. Внутренний смысл этого явления состоит в том, что истинное назначение изгнания — это отбор искр святости, упавших в клипу, и вознесение их в святость. Именно благодаря этому происходит последующий подъем.

Тем более это правило верно, когда речь идет о грядущем освобождении — освобождении истинном и полном, после которого уже не будет изгнания. Нет никакого сомнения, что оно создаст совершенно новый свет — совершенно новое положение, не оставляющее даже тени изгнания.

Естественно, что суббота в период бейн гамецарим, которая подобна будущему времени после последнего освобождения — «дню, который весь — суббота», — должна быть особенно веселой. Ведь суть этой субботы — придание силы, способной превратить бейн гамецарим в радость и веселье, потому что лишь откровение будущего света, который выше не только изгнания, но и освобождения из него, способно превратить дни бейн гамецарим в дни радости и веселья!

Вот почему постановляет «Шулхан арух»[3], что в субботу в период бейн гамецарим разрешается устраивать «трапезу Шломо в его время»[4], а эта суббота создает силу, с помощью которой эти дни превратятся в дни радости и веселья!

Из беседы в субботу глав Матот-Масъэй 5715 г. (1955 г.)



[1] См. Моэд катан, 23б, Тосафот Ман деамар. См. также Иерусалимский Талмуд, Мегила, 1:4; Сифрей, Бегаалотха, 10:10.

[2] Мишна, ТамиД, 7:4.

[3] Орах хаим, 552:10.

[4] Т. е. чрезвычайно обильную трапезу. См. Млахим I, 5:2,3.