Беседа 1
Раби Леви-Ицхак из Бердичева говорит, что в субботу Хазон Свыше показывают Третий Храм, но увидеть его можно только издали. Отличие восприятия через зрение (поколение пустыни) от восприятия через слух (поколение, вошедшее в Эрец Исраэль). Опускание ради подъема. Опускание и работа с материальностью мира приносит истинный подъем.
1. Сегодня Шабат Хазон. Раби Леви-Ицхак из Бердичева говорит[1], что в этот день Свыше показывают Третий Храм, но увидеть его можно только издали. Поэтому эта суббота и называется Шабат Хазон - «Суббота видения».
В Шабат Хазон всегда читают главу Дварим, и в свете вышесказанного мы понимаем, какая между ними существует связь. С главы Дварим начинается пятая книга Торы, носящая также название «Мишнэ Тора», - книга, которая, образуя с остальными четырьмя книгами Пятикнижия единую Тору, все же имеет свои отличия[2]. Как намекает само ее название (Мишнэ Тора - «повторение Торы»), она содержит слова Моше-рабейну, с которыми он обратился к поколению, которое пришло в Страну Израиля. Этому поколению предстояло вести совершенно новый образ жизни, радикально отличавшийся от того, который сыны Израиля вели в пустыне. Поэтому его необходимо было предупредить и предостеречь о некоторых моментах, упоминать о которых ранее не было нужды.
«Поколение пустыни» (сыны Израиля, вышедшие из Египта) было «поколением знания»[3], стоявшим на уровне самого Моше-рабейну, видевшего Б-жественное. Поколение же, пришедшее в Страну Израиля, должно было заниматься земными делами, трудиться в условиях материального мира - поэтому, естественно, у них отсутствовало видение Б-жественного. Б-жественное они воспринимали лишь через слух, как сказано: «А теперь, Израиль, слушай...»[4].
А чем отличается восприятие через зрение от восприятия через слух?[5]. Восприятие через зрение ничем не ограничено: оно настолько аутентично, что не оставляет никаких сомнений, никто потом не может переубедить человека, что, мол, на самом деле он видел нечто иное. Восприятие через слух не столь однозначно: кажется, что в момент восприятия человек усвоил всё очень хорошо, но если кто-нибудь станет это опровергать, у него возникают сомнения.
Поэтому в «Мишнэ Тора» поколению, вошедшему в Страну Израиля и воспринимавшему Б-жественное лишь через слух, было необходимо сказать о необходимости быть готовым к самопожертвованию и т. п., а «поколение пустыни» в этом не нуждалось.
Поколение, вошедшее в Страну Израиля, было ниже по своему восприятию, чем «поколение пустыни». Но все же у него было определенное преимущество перед «поколением пустыни», о котором сказано: «Ибо не пришли вы еще к месту покоя и в удел...»[6]. «Место покоя» - это Мишкан в Шило, а «удел» - это Храм в Иерусалиме[7]. Сыны Израиля обрели их лишь после того, как вошли в Страну Израиля.
Но все же непонятно, как стоящий ниже может обладать преимуществом перед тем, кто выше его. Дело в том, что, именно спустившись ниже - начав работу в материальном мире, - сыны Израиля получили возможность исполнить первоначальный план Всевышнего, то есть создать «покой» и «удел».
Следовательно, суть субботы главы Дварим, начала книги «Мишнэ Тора», - это указание на объединение двух противоположностей: с одной стороны - очень глубокий спуск, а с другой - истинный подъем, достигаемый именно благодаря этому спуску.
На то же самое указывает аспект этой субботы, который выражается в ее названии: Шабат Хазон. Здесь мы также видим объединение двух противоположностей: с одной стороны, Шабат Хазон приходится на Девять дней, более того, она непосредственно предшествует Девятому ава, дню разрушения и катастрофы, с другой - именно благодаря этому спуску достигается тот предельный подъем, о котором сказал раби Леви-Ицхак из Бердичева. Именно в эту субботу показывают Третий Храм, превосходящий оба предшествующих, да будет он отстроен вскорости, в наши дни, нашим праведным Машиахом!
Из беседы в Шабат Хазон 5715 г. (1955 г.)
[1] См. Цемах-Цедек, Решимот, стр. 45.
[2] См. Мегила, 31б; Ликутей Тора, Бемидбар, 17в.
[3] См. Псикта, гл. Пара, 14:9; Ликутей Тора, Бемидбар, 37б.
[4] Дварим, 4:1. См. Ликутей Тора, гл. Ваэтханан: максимальное восприятие Б-жественного, которое смог выработать в них Моше-рабейну, было лишь «видением издалека».
[5] См. Ребе Магараш, сборник маамарим Вехаха 5637, гл. 33.
[6] Дварим, 12:9.
[7] См. Мегила, 10а; Звахим, 119а; Иерусалимский Талмуд, Мегила, гл. 1. См. также Зогар, ч. 2, стр. 241а, 242а.