Осветить входы

Статьи и речи к дням Хануки
Главы Торы Вайешев и Микец, которые мы читаем во время праздника Ханука, полны снами: юный Йосеф видит сны, предрекающие ему величие – о солнце, луне, звездах и снопах в поле, приходящих поклониться ему; виночерпий и пекарь фараона видят сны в фараонской тюрьме – одному из которых сон предвещает избавление, а другому – смерть; наконец, сам фараон видит сон, предвещающий ему будущее его царства. Также современная психология много занимается объяснениями снов...
Сон раскрывает человеку и всему человечеству его истинные потребности, его глубокие устремления, его судьбу и избавление, это «взрослость» в ежедневном «детском» существовании. Но человеку не суждено воспользоваться всем этим сокровищем — ибо он находится в мецарим (теснинах) земли Египетской, называемых «мейцар а-гарон» (теснина горла[2]), подавляющих вдохновение в жизни и способность творить. Узость этого объектуального мира, жизнь, основанная на постоянном самоконтроле сознания и соответствия реальности, жизнь, в которой гордо властвуют конечность и рациональность истины — они выстраивают «мойхин декатнут» - сознание «маленького человека».
Потребность в том, кто способен разрешить сон проистекает из того, что сознание «катнут» (как мы перевели — «психология маленького человека», «рош катан») в котором находится человек — мешает ему постичь смысл сна. Для этого требуется быть открытым к вдохновению и Б-жественному раскрытию, которые сон несет в себе. Следует пробудиться от сна и малости мозгов, и придать человеку и окружающим серым будням возможность одеться в новые, незнакомые одежды.
Йосеф-а-цадик пробуждает сознание из дремоты, другими словами, он вдыхает дух жизни в спящих и сновидящих, и тем самым он «объясняет» сон. «Объяснение» - это акт творения, приходящий со стороны оплодотворяющей силы праведника, со стороны его харизмы, его «руах Элоким», его Б-жественного вдохновения, способной пробудить дух самого спящего, и подарить ему объяснение, которое не только разъяснит сон, но пробудит спящего и встретит его с собственной внутренней сущностью, встретит его с его собственной судьбой, судом и предназначением
Известен обычай хасидских Ребе сидеть и смотреть на свет ханукальных свечей, зачастую на протяжении многих часов. Подобная медитация очищает сознание и дает возможность раскрыться множеству образов, эмоций и мыслей, выливающихся потом в хасидский маамар. Возможно, широкое использование образов свечи и света в хасидских толкованиях на Хануку связано с источником, из которого выросли и развилась эти толкования — свете ханукальных свечей. Например, в одной из частей маамара Алтер Ребе, который мы сейчас будем изучать, Алтер Ребе различает между двумя оттенками света свечи — «есть в свече масло и фитиль и два оттенка света: черный свет, который над фитилем, и белый свет». Это различение приводит его к объяснению двух ступеней религиозного сознания.

Запись опубликована в рубрике: .