(продолжение. Начало здесь)
**
Сны министров фараона, самого фараона и Йосефа учат нас о четырех образах, в которых Б-жественное раскрывается в человеческом сне — как провидение, как судьба, как суд и как предназначение.
Первое — со стороны самого Вс-вышнего, а остальные — со стороны человека, видящего сон. Поскольку существуют различные способы раскрытия Б-жественного во сне — требуется чувствительность и глубокое внимание, и лишь тогда человек способен обнаружить смысл голоса, призывающего его пробудиться от сна:
Со стороны Вс-вышнего сон - это способ продвинуть события дальше; с их помощью Б-жественное провидение приводит в движение историю еврейского народа и продвигает свои цели: Йосеф продается в Египет вследствие своих снов, и с их же помощью он удостаивается быть освобожденным из тюрьмы и превратиться во властителя Египта, и еще прийдут братья и поклонятся ему до земли. Братья Йосефа приходят в Египет из земли Канаанской, и тем самым исполняется Б-жественное обещание Аврааму «знай, что пришельцами будут потомки твои в чужой земле, и будут угнетать их и мучить четыре ста лет. И также народ, поработивший их буду судить я и потом выйдут с великим имуществом». (Берейшит 15, 13-14)
Со стороны министров фараона сны - это рука судьбы. «И увидели сон оба они каждый свой сон в одну ночь — каждый, как разрешился его сон» (там же 40, 5). «Каждый из них видел сон, подобный тому, что произошло с ними в будущем». «Глас возвещающий и провозглашающий» - сон возвещает Б-жественный жребий и провозглашает судьбу. Это раскрытие Б-жественного, в котором все существует как вечность, где ничто не стирается и в которой записаны все вещи, как они будут, без возможности что-либо изменить, без возможности что-то исправить. Жребий, от которого невозможно уйти — «и было, как разрешил им, так и произошло» (там же 41, 13).
Со стороны фараона сны это - голос предупреждения перед судом — приближающимся голодом. Это не жребий, который не дано изменить, но суд, предупреждающий и предостерегающий, и тем самым дающий возможность подготовиться к нему и даже перевернуть его. Человеку дается здесь возможность перевернуть проклятие в благословение, перевернуть грядущую горечь в сладость.
Со стороны Йосефа сны — это голос его предназначения. Как учит Рамбан, Йосеф не относился к своим снам пассивно, но активно действовал во имя их реализации. Вся его жизнь после этих снов объясняется как стремление претворить их в жизнь.
Сейчас Ханука, и сны Йосефа для нас — это аспект «сна» и мечты ханукальной свечи, зажигание которой, по сути, есть попытка осветить самые темные уголки нашей жизни — с помощью распространения мечты об избавлении. Основной «пирсум а-нес» («реклама чуда») - это не рассказ о прошлом, а воспоминание о прошлом как надежды на будущее, как цели и предназначения, воспоминание обещающее, пробуждающее нас действовать во имя его осуществления, приблизить окончательное избавление.
И разрешить некому его
Сновидение приходит во время сна, когда внутренний «цензор» сознания не препятствует вдохновению человека и не искажает его. Когда человек закрывает глаза свои от пут реальности (מציאותי), он может раскрыться к действительности (ממשי). Зачастую мы ощущаем, что хотя сон не основан на реальных событиях, но в нем есть истинное переживание для нас, и в нем есть некая суть, более важная для нас, чем сама реальность.
У святого Ари появление сновидений во сне приобретает глубокий смысл.
«Ибо само сновидение — есть катнут (малость сознания), и тогда сон — это гадлут (взрослость сознания), остающийся внутри катнут, и он сокрыт там, и поэтому смысл сна сокрыт и не объяснен, ибо сон — это тайна мойхин (разума) отдельно, когда он сокрыт в горле[1]»
Сон раскрывает человеку и всему человечеству его истинные потребности, его глубокие устремления, его судьбу и избавление, это «взрослость» в ежедневном «детском» существовании. Но человеку не суждено воспользоваться всем этим сокровищем — ибо он находится в мецарим (теснинах) земли Египетской, называемых «мейцар а-гарон» (теснина горла[2]), подавляющих вдохновение в жизни и способность творить. Узость этого объектуального мира, жизнь, основанная на постоянном самоконтроле сознания и соответствия реальности, жизнь, в которой гордо властвуют конечность и рациональность истины — они выстраивают «мойхин декатнут» - сознание «маленького человека».
Ари учит, что сон — аспект «мойхин дэгадлут» (сознание «большого человека», то, что называют на иврите ראש גדול) облачается в теснины горла. Т.е., это ситуация, когда вдохновение «гадлут» («большого человека») формирует материю этого мира, и также формируется с ее помощью. Даже если разрешение сна все еще не найдено — само то, что сон обращается к нам с помощью нищего ассортимента реальности — изменяет их функционирование, и подготавливает сами эти материальные объекты к тому, чтобы нести в себе измерение величия, раскрывающегося как дух сна.
[…]
Дух Вс-вышнего на нем
Потребность в том, кто способен разрешить сон проистекает из того, что сознание «катнут» (как мы перевели — «психология маленького человека», «рош катан») в котором находится человек — мешает ему постичь смысл сна. Для этого требуется быть открытым к вдохновению и Б-жественному раскрытию, которые сон несет в себе. Следует пробудиться от сна и малости мозгов, и придать человеку и окружающим серым будням возможность одеться в новые, незнакомые одежды. И так говорит Ари:
Смысл сна сокрыт, и единственный, кто способен объяснить его — это Йосеф… и тогда он называется בן פורת יוסף и тогда он פותר (разрешает) сон. Поэтому разрешение сна — это выше, чем сам сон, и разрешающий сон — это аспект мойхин (разума) раскрывающегося внизу
Объясняющий сон исполняет двойственную функцию: первую — в отношении сна, и вторую — в отношении того, кто видит сон. Йосеф стремится раскрыть ашраа — дух «взрослости» внизу, расширить «бутылочное горлышко» этого мира и позволить человеку достичь вдохновения и света.
Разрешение сна не есть просто информация, извлекаемая из «базы данных» смыслов снов. Разрешение сна не есть складывание «пазла» тайнописи, но есть — процесс вдохновения и воодушевления сно-видящего. Также египетские жрецы предлагали объяснения снов фараона, и возможно, их объяснения звучали логично, и объясняли каждую деталь сна. Но «их голос не входил в уши фараона». Их объяснения были нищи, в них не было ни вдохновения, ни духа.
В отличие от них, объяснение Йосефа сопровождалось светом, который он создавал внутри слушателей. Голос Йосефа входил в уши сно-видящего, и создавал в нем вдохновение, которое уравновешивала дух, сокрытый прежде. Объяснение Йосефа «баал а-халомот» привлекало и раскрывало «мойхин» (разум, взрослость и ответственность) свет и вдохновение внутри сно-видящего фараона, и так переворачивается колесо, и фараон, просыпающийся утром и испуганный сном — удостаивается радости и удовлетворения в результате объяснения Йосефа.
Услышав объяснение, фараон раскрывает, что Йосеф — «человек, дух Вс-вышнего в нем». Т.е., это не просто человек, обладающий вдохновением, но это человек, способный вдохновить также окружающих. Как объясняет рабби Нахман: כנשר יעיר קינו - "как орел, пробуждающий гнездо свое" — "орел" - это дух, это аспект праведника, аспект «человека, дух Вс-вышнего на нем». «Пробуждает гнездо свое» - праведник пробуждает сознание человека от сна, пробуждает из «мойхин декатнут», из аспекта сна.
Йосеф-а-цадик пробуждает сознание из дремоты, другими словами, он вдыхает дух жизни в спящих и сновидящих, и тем самым он «объясняет» сон. «Объяснение» - это акт творения, приходящий со стороны оплодотворяющей силы праведника, со стороны его харизмы, его «руах Элоким», его Б-жественного вдохновения, способной пробудить дух самого спящего, и подарить ему объяснение, которое не только разъяснит сон, но пробудит спящего и встретит его с собственной внутренней сущностью, встретит его с его собственной судьбой, судом и предназначением
[1] Ликутей Тора (Ари), Вайешев
[2] Как похоже на “bottle-neck” в современном программировании и менеджменте (прим. переводчика)