53. ИСРАЕЛЬ БЕЗ ВОЖДЯ
БЕЗ ВОЖДЯ
Бросив жребий в присутствии всего Исраеля, Иеошуа определил границы земель, которые должно было унаследовать каждое колено. Однако только несколько колен успели полностью овладеть своей территорией, поэтому после смерти Иеошуи колено Иеудино было выбрано остальными коленами в качестве ведущего в их усилиях ускорить окончательное завоевание Кенаана. Колено Шим'она присоединилось к колену Иеуды, поскольку их земли были смежными. Обитатели гористых местностей не могли устоять против объединенных сил двух этих колен. Главный город Безек был взят штурмом, и его царь, имевший под своим владением семьдесят вассальных княжеств, был взят в плен. Был также захвачен город Иерушалаим, но проживавшим там Иевуситам было разрешено остаться на месте. Город Хеврон был захвачен и передан во владение Калеву, как было обещано ему Б-гом[1].
Наконец евреи устали от беспрерывных войн. Они начали обрабатывать землю и смешиваться с Кенаанитами. Наказ «жертвенники их (туземцев-идолопоклонников) разрушай» был совершенно забыт. Пока жили еще люди старшего поколения, они оказывали хоть некоторое влияние на евреев, удерживая их от смешения с туземным населением и призывая их оставаться верными заветам Б-жьим. Но, когда старшее поколение вымерло, влияние языческого культа в стране стало все более и более заметным.
Оставшиеся в живых Кенаанские племена стали, одно за другим, брать верх над евреями и жестоко их притеснять. Но во времена большой опасности и горя обычно появлялись люди великой души и ума и становились во главе еврейских армий, чтобы вести их в победоносные битвы. Эти вожди назывались «Судьи». Как правило, они не были заранее назначаемы в качестве вождей и не следовали непрерывно друг за другом. Они выдвигались сами собою в периоды исключительных трудностей, переживаемых народом, а затем, когда опасность с их помощью преодолевалась, они, естественно, пользовались и в дальнейшем уважением народа и были поэтому в состоянии выполнять функции Судей.
Влияние Судьи бывало весьма значительным, достаточным, чтобы удержать евреев на верном пути, указанном Торой. Но после смерти такого Судьи, евреи вновь позволяли себе быть увлеченными отвратительными языческими обычаями туземного населения.
Период Судей продолжался 314 лет.
[1] См, том I, гл. 42