58. ИФТАХ
УГРОЗА С ВОСТОКА
При Толе и Яире евреи жили истинной еврейской жизнью. После же смерти Яира Исраельтяне вновь впали в идолопоклонство и подверглись нападениям языческих народов. Сначала Пелиштимляне, а затем и Аммониты напали на колена, проживавшие в Гил'аде, к востоку от Иардена, заставив их платить дань и обложив их большими налогами, под бременем которых евреи задыхались в течение восьмидесяти лет.
Вскоре затем, Аммониты, форсировав Иарден, напали на мощные колена Иеуды, Эфраима и Биньямина. Это вызвало скорбь и отчаяние среди Исраельтян, которые поняли, что только их собственные грехи навлекли на них этот ужасный бич. Они тогда искренне молились Б-гу и просили Его спасти их, обещая полное послушание; и они действительно избавились от своих идолов. С большими силами, чем когда либо раньше, и упоенные своими одержанными победами, Аммониты собрались на землях Гил'ада, готовясь к войне.
ИФТАХ
Евреи держали совет в Мицпе, трепеща от страха; ибо не нашлось никого, кто осмелился бы повести их против огромной толпы язычников. Наконец, они остановились на одном талантливом вожде, к которому они в своем отчаянии и обратились. Ифтах из Гил'ада, известный, как человек способный, был изгнан из родительского дома своими братьями, которые оспаривали его право на наследство. Он убежал в страну Тов, где он проживал беспечно и безмятежно, окруженный группой своих последователей. К нему-то и явились старейшины Гил'ада, упрашивая его вернуться с ними, чтобы повести еврейскую армию против опасного врага. Он принял их предложение с условием, что если он сумеет нанести поражение Аммонитам и прогнать их, то он будет признан единственным вождем и правителем всего народа Гил'ада. Ифтах осознал, что он был избран для того, чтобы воевать как воин Превечного за честь Его имени и, ради спасения Его народа.
БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Ифтах послал делегацию к царю Аммона, требуя, чтобы он отказался от своего плана нашествия и оставил бы Исраель в покое. На это Аммониты ответили отказом, утверждая, что исторически Заиордания принадлежит им, что они были лишены этой земли насильно и потому они намерены вновь отвоевать ее. После этого Ифтах указал, что у Исраеля нет споров с Аммоном. Страна Аммонитов была вначале завоевана Сихоном, а когда Сихон пытался препятствовать вступлению Исраеля в Страну Обетованную, он потерпел поражение и страна его была захвачена Исраелем по слову Б-жьему. Теперь уже слишком поздно Аммонитам оспаривать свое право на Заиорданию. Однако доводы Ифтаха ни к чему не привели, поэтому он решил напасть на врага первым. В короткой, но решительной битве Аммониты были разгромлены.
НЕОБЫЧНЫЙ ОБЕТ
Перед началом битвы Ифтах дал обет: если битва завершится победой, он принесет в жертву Б-гу первое существо, вышедшее из его дома ему навстречу по его победном возвращении с войны. Можно себе представить его ужас при виде единственной дочери, встретившей его первой при возвращении. Приносить людей в жертву было строго запрещено. Поэтому, выполнить свой обет Ифтах смог только тем, что его дочь должна была удалиться на всю жизнь и жить одинокой в горах. Четыре дня в году дочери Исраеля уходили с тех пор в горы оплакивать ее судьбу. И так это продолжалось из года в год до самой ее смерти.
МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА
Теперь Эфраимляне объявили войну Ифтаху. Они были рассержены тем, что он их не пригласил участвовать в войне против Аммона. Ифтаху нетрудно было их поразить, и он их заставил бежать к Иардену.
Многие из них были тут пойманы. Их легко было отличить от остальных евреев, – достаточно было заставить их произнести слово «шибболет»[1], которое Эфраимляне могли выговорить только, как «сибболет». Ифтах правил Исраелем шесть лет.
[1] Еврейское слово, означающее «хлебный колос».