5357. Привести на сейдер Песах "пятого сына"

Игрот кодеш

Т. 15

5357

11 нисана 5717

Бруклин Нью Йорк.

К нашим братьям, сынам Израиля

И в особенности – к тем, кто занимаются образованием и воспитанием

Всюду, где бы они ни находились

Да пошлет Вс-вышний им здоровье и жизнь.

Мир и благословение!

Праздник Песах начинается с диалога: "когда спросит тебя сын твой", "и скажи сыну твоему". И есть различные вопросы и различные ответы – соответствующие различным типам сыновей – мудрый, грешник, простак, и тот, кто не умеет спрашивать.

Хотя эти четыре типа сыновей отличаются друг от друга, и даже противоположны друг другу – тем не менее, есть между ними всеми нечто общее, объединяющее их всех: даже "грешник" тоже присутствует на сейдере, он встречается, живет вместе и интересуется происходящим, он вместе с теми, кто живут жизнью Торы и заповедей.

И это дает надежду, и самую сильную надежду, что не только "простак" и "тот, кто не умеет задать вопрос", но даже "грешник" - станут "мудрецами", евреями, обладающими полным и цельным знанием, соблюдающими Тору и ее заповеди.

Однако, к нашему огорчению, и в особенности в наше время, когда тьма изгнания становится все сильнее и сильнее, есть еще один тип сыновей: сын, который вообще не присутствует на "сейдере". Он не задает вопросов, поскольку он вообще никак не связан с Торой и заповедями, с настоящими еврейскими законами и обычаями.

Он не знает, что есть "такая работа" – сейдер Песах, исход из Египта, и принятие Торы.

С такими детьми нужно долго и тщательно работать, задолго до наступления праздника Песах, и задолго до ночи Сейдера, и также – нужно относиться к ним со всей преданностью и любовью к ближнему,

Ибо запрещено забывать даже о единственном еврейском ребенке, и следует приложить все силы, для того, чтобы высвободить его из его состояния, и вернуть его за стол еврейского сейдера.

***

Подобно всем остальным болезненным ситуациям, когда для того, чтобы исправить создавшееся положение, нужно сначала понять, каковы причины, приведшие к этому – то же и в нашем случае.

К великому огорчению, следует признать, что почти всегда - в том, что дети находятся в подобном состоянии – прежде всего виноваты их родители.

Приехав в новую страну, и оказавшись в окружении, в котором они представляли собой маленькое меньшинство, столкнувшись с трудностями, как правило, неизбежными при любой миграции – часть поколения родителей впали в заблуждение, что единственный путь уберечься от этих трудностей – это как можно быстрее уподобиться во всем своему окружению, сбросив с себя иго Торы и заповедей. Даже если в отношении самих себя они не смогли это сделать так легко и полностью, они, тем не менее, решили, что их детям не потребуется проходить через эту борьбу.

Они впали в заблуждение, и научили этому своих детей – что еврейство, Тора и заповеди – нерелевантны в настоящее время и в особенности – на новом месте. В традиционном еврейском образе жизни они искали, само собой, в конце концов "увидели" одни лишь недостатки, и в окружении – лишь достоинства.

Таким способом поколение родителей пыталось обеспечить существование их детей в новом окружении. Но они забыли – что человек не способен существовать – так, как человек должен существовать – если он отказывается от жизни своей души, от всей своей духовности – ради тела и материальности.

Они не приняли в расчет, что любое простое подражание  отдает фальшью, и пробуждает отвращение даже у тех, за кем так стараются бежать и кому так стараются льстить.

И, если окружение и большинство не основываются на законах справедливости и честности – то в любом случае они захотят подавить тех, кто слабее и находится в меньшинстве.

***

Этот ложный подход, решить проблемы меньшинства в недружественном окружении посредством отказа от собственных ценностей, означающего, по сути своей, самоубийство, или, по крайней мере, подобно самострелу – был принят к действию, к великому сожалению, не только отдельными личностями, но также определенными группами евреев, объединившихся между собой вследствие подобия их положения, и из этого возникли различные движения, ведущие, явно либо тайно, войну против "Тору заповедал нам Моше", получивший ее от единого Б-га, ради народа Израиля, единого народа на земле.  Такие движения, несмотря на взаимные войны между ними, построены все на одной идее – "мы хотим стать подобными другим народам, подобными семьям народов, населяющих землю, служить дереву и камню".

***

Результатом этого ложного в самой своей сути подхода стало то, что тысячи тысяч душ были оторваны от истинного источника жизни, от еврейства и от евреев, и были духовно уничтожены. Выросли дети, которые уже стали отцами и дедами, которые не только не относятся к типу "мудрецов", "простаков", или "тех, кто не умеют спросить" – но даже к типу "грешника" за столом пасхального сейдера они также не относятся.

Они уничтожили себя сами, и они погибли, не дай Б-г, для еврейского народа и для истинного еврейства, что, по сути, одно и то же.

***

Наступающие исход из Египта и праздник Песах учат нас, среди многих остальных уроков, также в отношении ежедневной жизни, что не в попытке подражать окружению таится надежда на избавление и свободу, но в точности наоборот.

Сыны Израиля в Египте были маленьким меньшинством, и жили там в тяжелейших условиях. Но, как рассказывают наши мудрецы, они отличались от своего окружения, и гордо хранили свой образ жизни, свою традицию и свою оригинальность (сохраняя отличие от своего окружения в одежде, еде и языке), и именно этим они обеспечили свое существование, и также достигли избавления – физического и духовного.

Одна из наиболее жизненно необходимых задач нашего времени – посвятить самые большие силы для того, чтобы привнести в молодое поколение, и даже в тех, кто взрослые по возрасту, но подобны юношам и даже детям в своих знаниях о еврействе – правильную оценку истинного еврейства, еврейства, преданного Торе, не фальсифицированного или "разбавленного" еврейства, и сознание того, что от этого зависит само существование еврея, каждого еврея, существование также в этом мире, в любом месте и в любое время.

Пока они не вернутся к традициям наших отцов – Авраама, Ицхака и Яакова, и начнут исполнять и хранить с гордостью еврейский образ жизни, жизни по указаниям нашей Торы, Торы жизни.

Еврей никогда не должен отчаиваться, и никогда нельзя отказываться ни от одного еврея. И – с помощью правильного подхода, основанного на любви к ближнему, можно ввести также этих "детей плена" в круг "четырех сыновей", и с течением времени – также ввести их в круг "мудрых сынов".

***

Да будет помощь Вс-вышнего, чтобы все сыны и дочери собрались вместе за одним столом "этой работы" и провели пасхальный сейдер по всем его законам, исполнить "свидетельства и установления и законы, которые приказал Вс-вышний, Б-г наш",

И это начало "собирания изгнанников", собрание также этих отверженных детей на сейдер по законам Торы, ускорит и приведет в скором времени в наши дни начало избавления, и приведет истинное и полное избавление посредством нашего праведного Мошиаха.

С благословением кашерного и веселого праздника Песах

Менахем Шнеерсон

Запись опубликована в рубрике: .