Товой 16 элула 5749 г.

Алеф

Эти дни – особые, отличные от остальных дней года: это месяц элул, - последний месяц года, который называется "хойдеш[1] хешбон[2]", когда делают хешбон и подводят итог работе на протяжении всего уходящего года, чтобы исправить ее и дополнить ее (и также привнести в нее дополнительное совершенство), и также месяц подготовки к работе будущего года.

И в самом месяце элул – мы находимся уже после пятнадцатого числа месяца [вплоть до того, что "будет кушать в субботу" - это от "трудился в канун субботы", пятнадцатое элула], когда луна находится в совершенстве, - что тогда добавляется еще больше в совершенстве в работе месяца элул (также совершенство сынов Израиля, которые считают по луне и подобны луне),

Это также суббота в месяце элул,  и суббота гл. Ки совой.

Кроме этого, эта суббота приходится на середину особо благословенных дней – как это раскрылось в последних поколениях:

Эта суббота приходит после (и тогда поднимаются в совершенстве – "вайхулу" также от языка "кол" – "все" аспекты) 13 элула, дня свадьбы Квойд Кдушас мойри вехами Адмур носи дойрейну[3], и перед этим – 11 элула, дня свадьбы его отца, Квойд Кдушас Адмур Рашаба (единственным сыном и продолжателем пути которого был Квойд Кдушас мойри вехами Адмур), ибо день свадьбы (и эти дни исполняются и делаются) это центральный и основной день в жизни еврея, тем более и тем более – носи[4] в Израиле, и посредством этого – во всех людях этого поколения, ибо "а-носи гу а-кол[5]"; и это также суббота, которая приходит после (кануна субботы) 15 элула, - дня основания ешивы Томхей Тмимим Любавич  Ребе Рашабом, в течение семи дней пира[6] свадьбы его единственного сына (квойд Кдушас мойри вехами Адмур), которого он назначил в качестве руководителя ешивы – ешивы, которая продолжается до сих пор, и которая привнесла обновление и новую жизненность в служении сынов Израиля (как далее будет объясняться);

И от этой субботы благословляется (все дни следующей недели, и, в особенности) светлый день хай элул[7], день рождения двух великих светил[8], Баал Шем Това и Алтер Ребе.

И поскольку все эти аспекты приходят вместе (по гашгаха пратит[9]) в одно и то же время, в месяце элул, то понятно, что есть связь между ними.

Бейс

И это будет понятно, если сначала объяснить смысл служения месяца элул в общем:

Поскольку это последний месяц года, месяц самоотчета и подведения итогов прошедшего года, и также - месяц подготовки к будущему году – понятно, что в месяце элул находится в раскрытии намерение и цель общей идеи служения человека "чтобы служить своему Творцу", - как указывается в рошей тейвойс[10] "элул[11]" – "ани ледойди ведойди ли[12]", что это есть общее содержание служения человека – чтобы его существование (ани[13]) было связано и едино с Вс-вышним (дойди[14]), и Он проявляет себя, как "дойди" – от языка дружбы и любви – связь близкая и глубокая, узы любви.

И это реализуется двумя способами: "ани ледойди", посредством пробуждения еврея (исарусо дилсато[15]), который тянется и связывает себя (в любви) к Вс-вышнему, посредством того, что он служит ему в Торе и заповедях; и "дойди ли" – притяжения и благословения Вс-вышнего (из любви) сынам Израиля.

И начало и основа этой работы происходит способом "ани ледойди", что, прежде всего, есть "ани" ("я") – т.е. существование еврея, и это "ани" пробуждается к "дойди". И до такой степени, что хотя буквой алеф начинается также фраза "алуфой шел ойлом[16]" (как одно из рошей тейвойс в "эход"), и таже это первая буква в слове "ано[17]" (как алеф в "онойхи[18]"), которое указывает на Вс-вышнего, и более того, что Вс-вышний – это истинный (алеф и) "ани", "ани Гавайе Элойкейхем[19]", - тем не менее, буква алеф в "элул" указывает также на "ани" человека, и причем таким образом, что он ощущает себя мциюс[20] ("ани") -

Ибо намерение и цель сотворения человека и опускания души вниз – это пробуждение снизу, работа своими силами, "ани", (не ждать, пока будет исарусо дилейло, пробуждение свыше, но) пробудиться самому к "дойди", к Вс-вышнему, и посредством этого происходит после этого притяжение "ведойди", Вс-вышний, как он "дойди[21]", кивойохол[22], еврея, до – (после этого) притяжение "ведойди ли", сверху вниз, - полное соединение и единство еврея (ани) с Вс-вышним (ледойди) – "Исроэл и Вс-вышний – одно целое".

[и, более подробно: посредством того, что "ани[23]" (существование человека) становится "аин[24]" (буквы "ани") – когда человек (ани - ) находится в битуль[25] и каболас ол[26] перед Вс-вышним, - он достигает истинного "аин" Свыше (кесер[27]), "эйн мазал леИсроэл[28]", вплоть до того, что "ани", йеш нивро[29], становится соединенным с йеш амити[30]].

И несмотря на то, что известно, что для того, чтобы было пробуждение снизу, нужно получить на это силу Свыше, как объясняет Алтер Ребе в отношении месяца элул, когда раскрываются тринадцать мер милосердия, что это раскрытие происходит как пробуждение Свыше, и от этого есть сила на работу "ани (работа человека) ледойди" в месяц элул –

Но конечное намерение, и (также) совершенство пробуждения Свыше, - это именно тогда, когда это приходит посредством работы еврея своими силами, что посредством этого пробуждение Свыше притягивается внутрь человека, и вплоть до того, что – более того  - что притягивается пробуждение Свыше более высокое (как это приходит Свыше перед работой человека).

И более того: пробуждение снизу - это до такой степени основа – что сами начальные буквы слов "ани ледойди" ("א-ל", две первые буквы "אלול") – это цельный аспект сам по себе, и кроме того, это Святое имя (из семи имен, которые не стираемы) – имя א-ל  из тринадцати мер милосердия (ведойди ли), раскрытие "царя в поле" в месяц элул – которое притягивается "из аспекта א-ל, что это все тринадцать мер и их источник, и как сказано "א-ל הוי' ויאר לנו" – ибо совершенство раскрытия имени א-ל  (тринадцать мер милосердия) Свыше – достигается посредством работы "ани ледойди", и поэтому требуется также сила "ведойди ли" (пробуждение Свыше) от имени א-ל  (приходящее перед работой человека) – чтобы оно было притянуто и стало частью работы человека – "ани ледойди"; но, для того чтобы это было в полном совершенстве, - добавляется еще аспект, что посредством этого происходит также притяжение и раскрытие внизу "дойди ли" (в месяц тишрей).

В соответствии с этим становится более понятно, что месяц элул – это последний месяц года, и это месяц счета всего прошедшего года и подготовки ко всему  будущему году – ведь на первый взгляд: счет месяцев года начинается  от месяца нисан, "этот месяц для вас начало всех месяцев, первый он для вас в месяцах года", и в соответствии с этим последний месяц – это месяц адар (а элул – это шестой месяц)?

И объяснение в этом: объясняется в нескольких местах в объяснении слов Хазал "когда избрал Вс-вышний мир свой, установил в нем главы (начала) месяцев и лет, и когда избрал Якова и сынов его – установил в нем рош ходеш[31] избавления" – что месяц нисан это "голова" месяцев года – сверхъестественного управления  (избавление) в  мире, и месяц тишрей (рош ашоно) – это голова естественного управления в мире. И в соответствии с этим понятно, что месяц элул - это окончание года в управлении миром.

И отсюда приходит также различие в служении человека: идея месяца нисан – пробуждение Свыше, и как говорит Писание, - "дойди ли ваани лой[32]", сначала "дойди ли", и после этого "ваани лой". А в месяц тишрей, и в подготовке к этому в месяц элул – в окончании года в (естественном) управлении миром – работа заключается в "ани ледойди" (и после этого) ведойди ли".

Гимел

В соответствии с вышесказанным будет понятно также то, что в начальных буквах "элул" указываются все аспекты и линии работы – три столпа Торы, молитвы и добрых дел, и также работы тшувы и аспект геуло, ведь на первый взгляд непонятно: каждая из этих линий это работа и отдельный "целый мир", и если так, то, хотя месяц элул – это общий месяц в аспекте счета и подготовки всей работы полностью во всех линиях, - но поскольку все рошей тейвойс приходят вместе в одном слове "элул", нужно сказать, что есть между ними отношение и общая центральная идея.

И объяснение в этом: все аспекты работы (в пяти вышеупомянутых аспектах) – есть у них одна центральная идея – идея "ани ледойди ведойди ли" – единение сынов Израиля (ани) с Вс-вышним (дойди), которое достигается посредством работы человека внизу (ани), работа, выражающаяся в деталях в различных линиях[33] (в соответствии с разделением линий в мире): три столпа (на которых стоит мир) Торы, молитвы и добрых дел (правая линия, левая линия, и средняя линия), и работа тшувы, приводящая к тому, что дела в Торе, молитве и добрых делах будут "добрые дела", и аспект геуло – совершенство наших дел и нашей работы", когда будет в раскрытии соединение всех деталей в одной точке – Израиль и Вс-вышний – одно целое.

И следует сказать, что пять этих аспектов они соответствуют пяти именам (уровням), которые названы ей (душе): нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо (и в общности миров: три мира БИА[34], четвертый мир – Ацилус, и пятый аспект – миры Эйн Соф[35]): Тора, молитва и добрые дела – напротив НаРаН, тшува – напротив ХаЙ, и геуло – напротив йехидо, йехидо лейахедхо. И выше всех (пяти) аспектов есть одна точка, сама сущность души (у которой есть пять имен) – "я", которое "зовет[36]" и раскрывает "ани ледойди ведойди ли", и таким образом, что это находится в раскрытии во всех вышеупомянутых деталях и линиях уровней души и системы миров.

Далет

В соответствии с этим понятно также объяснение Алтер Ребе, что дни месяца элул – это будние дни, ибо раскрытие тринадцати мер милосердия в месяце элул - это подобно примеру "царя в поле", что "встречают его в поле и тогда имеют право все, кто захочет, выйти встретить его, и он принимает всех с добром и улыбается всем им" – поскольку работа "ани ледойди ведойди ли" (Элул) – соединение Исроэл с Вс-вышним – проникает и соединяется с существованием еврея – "ани" – как он находится в существовании мира (в поле), и в таком положении происходит раскрытие ("ани ледойди" – первые буквы образуют) "א-ל הוי' ויאר לנו", "באור פני מלך חיים", таким образом, что это притягивается также в материальные аспекты еврея, что тогда достигается истинное единство с Вс-вышним.

И наоборот – намерение Вс-вышнего состоит в том, чтобы душа опустилась именно в "поле", в материальное тело в этом материальном мире, как существование "ани", и чтобы была работа "ани ледойди" (раскрывающая "дойди ли"), что также внизу было в раскрытии совершенство соединения сынов Израиля с Вс-вышним ("ани" и "дойди") – что именно как еврей находится душа в теле, йеш сотворенное ("ани") в этом нижнем мире, раскрывается его возвышенная сила, которая приводит к тому, чтобы было "ани ледойди" и "дойди ли", соединение йеш нивро и йеш амити, вплоть до того, что посредством этого становится "ведойди ли" в раскрытии души – подобно тому, как "душа питается от тела" (как это будет в будущем мире),

Вплоть до того, что еврей притягивает это также в "поле" (материальность мира), и не посредством уничтожения существования мира, но чтобы открыть, каким образом каждое творение выражает единство и славу Вс-вышнего (и как сказали Хазал, все, что создал Вс-вышний в своем мире, не создал, но только ради славы Его"), "Вс-вышний будет царствовать вовеки веков".

И более того: также часть мира (и люди, находящиеся в этой части), которая временно представляет собой "пустыню", в которой "не может жить человек", "эрец лой зруо[37]" – что это дела и слова и мысли, которые не обращены к Вс-вышнему" – переворачивают (посредством того, что делают тшуву) в "место жительства" человека, Высшего человека, и жилище в нижних, вплоть до "красивого жилища", которое "мархиво даатой[38]" Высшего человека кивйохол, и наоборот, - именно в пустыне раскрывается йеш амити[39], аспект мидбар со стороны кдушо[40], который выше, чем циюр[41] одом[42] системы миров.

И это соответствует также с обычаем Израиля, что в месяце элул евреи благословляют друг друга "ксиво вахасимо тойво[43]", что это включает в себя – благословения во всех потребностях – духовных и материальных, и наоборот, основной суд в Рош аШоно – на материальные дела.

И в особенности, когда находятся в субботу, приходящуюся на месяц элул, что заповедь ойнег шабос[44] (и веселье – "'увйойм симхасхем[45]' – это субботы") она (и в основном) в материальных вещах – "жирное мясо и старое вино", которые приходят посредством работы и подготовки еврея ("ани") в канун субботы – "тот, кто трудился в канун субботы, будет кушать в субботу".

Гей

В соответствии с вышесказанным будет понятно также связь месяца элул с главой Товой:

"Ки совой эл горец ашер Гашем Элойкехо нойсен лехо нахало виришто вейошавто бо…[46]" выражает общее содержание работы человека – подобие вышеупомянутой работы месяца элул, "ани ледойди ведойди ли":

"Земля, которую Вс-вышний Б-г твой дает тебе" указывает на то, что Вс-вышний дает сынам Израиля в качестве Пробуждения Свыше (подобно тринадцати мерам милосердия в месяц элул), и в духовном служении это "эрец[47]" (на имя того, что "захотела исполнить волю ее Хозяина"), простое желание, которое есть у каждого еврея, исполнять волю Вс-вышнего, что это он получает в качестве подарка Свыше ("Вс-вышний Б-г твой дает тебе").

И намерение в этом – чтобы было "Когда ты придешь в землю", посредством работы человека своими силами, "ани ледойди", и более того, "и унаследуешь ее и поселишься в ней", захват земли семи народов, очищение семи качеств души [вплоть до захвата земли десяти народов – также три уровня в мойхин[48]], и "поселишься в ней" – чтобы это было стабильно в человеке – мера за меру – сделать Вс-вышнему жилище в нижних.

И в самой "земле" – которая указывает на общую идею служения человека в мире – должно быть "и ты возьмешь от начала каждого плода земли, которые приведешь от земли твоей…", взять от материальных плодов, растущих в земле (поле) и выбрать "из начала всех плодов земли", "из начала и не все начало", что это подчеркивает добавление, которое происходит посредством работы человека ("ани"), что из всех плодов, которые "начало" сами по себе (поскольку они даны Вс-вышним) – еврей выбирает "из начала" (начало внутри начала), и до такой степени есть хидуш[49] в таком служении, - что отрицают "и не все начало", подобно различию между работой в аспектах будней (во имя небес) и работы в аспектах святости ("бикурим лаГашем[50]").

"И положишь в корзину", "тэнэ[51]" – начальные буквы слов таамим, некудойс, ойсийос[52] – что еврей посредством своей работы ("и положишь ты" – "ани") "вносит" и раскрывает, каким образом все дела этого мира связаны и раскрывают (славу Вс-вышнего, нет славы, но только) Тора (таамим, некудойс и ойсийойс Торы); "и ты пойдешь в место, которое изберет Вс-вышний Б-г твой… и ты положишь перед Вс-вышним Б-гом твоим" – что он возвышает низшие вещи в мире и переворачивает их в святость, - "бикурим лаГашем" [вплоть до того, что он переворачивает также не-желательные вещи в мире – в добро и благословение, как указывается в словах видуй в заповеди бикурим: "ашкифо мимеон кодшехо мин гашомаим уворейх эс амхо эс Исроэл веэс гоадомо…[53]", как сказали Хазал, "всякая ашкофо[54] в Торе проклята, а эта – язык благословения"].

И эта работа производится евреем, ибо сыны Израиля называются бикурим Вс-вышнего, как сказано: "Койдеш Исроэл лаГашем, рейшис твуосой[55]", сыны Израиля – это рейшис – начало – всего мира – как сказани Хазал: "Берейшис – бейс (два) рейшис, ради Израиля, названного рейшис и ради Торы, названной рейшис", вплоть до того, что рейшис Израиля предшествует даже Торе (начало внутри начала), как известно, что евреи – они балебатим[56] также над Торой, и есть у них сила обновить Тору, вплоть до того, что Тора называется на его имя, - Тора, которая дана Свыше (Письменная Тора, которая дана из уст Гвуро[57]), и устная Тора – танаим и амораим и т.д. – называется на имя еврея ("ани"), который учит Тору, и тем более и тем более, что он "рейшис" и баал а-баис[58] над всем миром.

И поэтому есть у еврея сила сделать из плодов земли – бикурим для Вс-вышнего. И наоборот, - именно посредством работы еврея в этом материальном мире, когда он делает из мира бикурим для Вс-вышнего, раскрывается достоинство и сила еврея – "ани", вплоть до достоинства "ани ледойди ведойди ли", Исроэл и Вс-вышний – одно целое, "рейшис" всех дел вообще, даже в соотношении с Торой, как известно, что именно в нижней земле, когда душа находится внутри тела, еврей имеет силу постановлять закон в Торе (вплоть до того, что даже Свыше "связаны" с постановлением закона бейс дина внизу).

Вов

У объясненного есть также отношение к идее свадьбы (поскольку сейчас мы находимся, как говорилось выше, во время "семи днях пира" свадьбы одиннадцатого и тринадцатого элула):

"ани ледойди ведойди ли" означает по простому смыслу единение хосон[59] и кало[60], таким образом, что "вегойу левосор эход[61]", и как известно, что каждая свадьба общего[62] человека, носи а-дойр[63], напоминает и связана и подобна "свадьбе" (нисуин) между сынами Израиля и Вс-вышним [что на это указывает, как известно, содержание Шир аШирим[64], включая вышеупомянутый посук[65] "ани ледойди ведойди ли"], как это будет раскрыто в совершенстве в будущем мире.

[и в соответствии с этим следует добавить объяснение в том, что сказано в ахаройним[66], что месяц элул (созвездие которого – Бсуло – Дева) полностью (также его вторая половина) благоприятен для того, чтобы ставить свадьбы[67]].

И, более подробно, кидушин[68] ("ани ледойди ведойди ли") производятся с помощью "кесеф[69], штар[70] и бийо, в соответствии с тремя линиями Торы молитвы и добрых дел, вплоть до внутреннего единения (подобно тому, как сказано "когда ты придешь в землю и унаследуешь ее и поселишься в ней", и принесение "от начала каждого плода земли", начало внутри начала, - подобно превосходству нисуин[71] относительно эйрусин[72]) и в этом есть также аспект тшуво и геуло - как известно, что день свадьбы это подобие Йом Кипура "время тшувы для всех... и это окончание прощения и извинения Израилю", и каждая  свадьба она подобна нисуин будущего мира, - как мы говорим в "семи благословениях":  "в скорости да услышится в горах Иудеи и в окрестностях Иерусалима... голос жениха и голос невесты..." [и следует добавить, что пять голосов в посуке соответствуют пяти вышеуказанным уровням (три линии и тшува и геула, соответствующие НаРаНХаЙ[73])].

И достоинство "ани ледойди ведойди ли", достигаемое посредством свадьбы - раскрывается именно посредством душ внутри тел в этом материальном мире, как объясняется в гемшехе[74] самах тесамах агодол, (который был сказан во время  свадьбы Квойд кдушас мойри вехами Адмур) величие достоинства зивуг гуфни[75] в нисуин, что поэтому это выражается в физической радости посредством работы человека, что именно она приводит сущностную радость Эйн Соф, которая проламывает все преграды, также преграды (духовные) Свыше.

Заин

И в продолжение свадьбы (15 элула – во время семи дней пира после свадьбы) Квойд кдушас Мойри вехами Адмур тринадцатого элула, Ребе Рашаб основал (15 элула) ешиву Томхей тмимим, и назначил Квойд Кдушас мойри вехами Адмур директором ешивы, и следует сказать из причин этого – ибо цель нисуин – это "плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и захватывайте ее", рождение сыновей и дочерей [подобно плодам, которые растут именно посредством посева в земле, - подобно опусканию души внутрь тела, и из этого приносят бикурим Вс-вышнему], что это делается в особенности посредством ешивы ("вейошавто бо[76]"), как сказали Хазал: "ученики называются сыновьями", и "каждый, кто обучает сына своего товарища Торе – засчитывает ему Писание, как будто бы породил его", что посредством этого приходит в совершенстве в материальности мира единение "ани ледойди ведойди ли" посредством нисуин.

И подробнее, - посредством основания ешивы Томхей Тмимим добавился хидуш[77] во всех линиях работы Торы, молитвы и добрых дел, линии тшувы и линии геулы:

Тора: в ешиве обновился установленный порядок в изучении открытой Торы и изучении внутренней Торы, учения хасидизма ("бикурим" в Торе), и как одна Тора[78] (цельная Тора), что посредством этого добавляется в обоих частях Торы (как говорилось много раз).

Молитва: в соответствии с тем, что известно особое акцентирование и обновление в работе молитвы, которое добавилось посредством ешивы Томхей Тмимим [в качестве подготовки к изучению Торы, и также в гисбойненус[79] и кавоно[80] в молитве, как следствие изучения хасидизма – и, как сказано: "познай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем", и "что есть работа сердца – это молитва"], и как объясняется подробно в контрос а-тфило и контрос го-авойдо Ребе Рашаба.

Гмилус хасодим: как основатель ешивы подчеркнул несколько раз, что ученики ешивы должны быть "нейройс легоир[81]" во всем мире, и посредством ешивы было исполнено с большей силой – и добавился дополнительный этап в работе "йофуцу майанойсехо хуцо".

Тшуво: Кроме того, что полнота тшувы (тшуво илоо[82]) достигается посредством изучения Торы (и, в особенности, пнимиюс Торы) – известна беседа Ребе Рашаба к ученикам ешивы, начинающаяся словами "каждый выходящий на войну дома Давида", что ученики ешивы – это "хайолей бейс Довид[83]", которые "спасут положение Клал Исроэл[84] от врагов Вс-вышнего и оскверняющих пятки Мошиаха, посредством распространения Торы со страхом перед Небом и посредством пробуждения к тшуво".

Геуло: посредством добавления в йофуцу майанойсехо хуцо[85], которое добавилось посредством ешивы (как говорилось выше) – добавилось в исполнении и ускорении обещания Мошиаха Баал Шем Тову, "когда придет господин – когда распространятся источники твои наружу".

Хес

В соответствии с этим понятно также отношение к хай элул (который благословляется от этой субботы) – как известно, что тогда был первый день учебы в ешиве, и основатель ешивы (в его маамаре, который он сказал при открытии ешивы в хай элул) связал основание ешивы с днем рождения двух великих светил в хай элул, Баал Шем Това и Алтер Ребе, и сказал, что "этим началом в ешиве (в день хай элул)… я зажигают свечу постоянную, светила, которые Баал Шем Тов и рабеим[86] после него передали нам по наследству".

И как понятно по простому, что день рождения двух великих светил, Баал Шем Това (основатель общего хасидизма) и Алтер Ребе (основатель хасидизма Хабад) – когда усиливается их мазал, - добавляет силы в основании ешивы и в действии ешивы. И в особенности, в соответствии с тем что известно, что "хай элул дает хайус в служении ани ледойди ведойди ли" (работа своими силами - которая производится в особенности посредством Алтер Ребе, основателя учения хасидизма Хабад), и в служение месяца элул в общем, - во всех трех линиях, и в тшуво и геуло.

Тес

И следует связать это также с главами в Пиркей Авот, которые мы учим в эту субботу – главы гимел - 3 и далет – 4: гимел и далет указывают на соединение машпиа[87] и мекабель[88] ("гмол далим[89]"), "ани ледойди ведойди ли", достигаемое посредством свадьбы. И особенно, что буквы гимел и далет составляют слово "гад[90]", смысл которого "мазаль[91]" – который светит в особенности в день свадьбы (мазал тов), и подобно этому в день рождения в хай элул.

И цель единения гимел и далет – это новое рождение, рождение аспекта "хамишис лепарой[92]" (который выше, чем гимел и далет), как указывается в пятой главе, которая начинается словами "десятью изречениями создан мир", и известно учение Баал Шем Това (которое приводится в начале Шаар айихуд веэмуно) на посук "леойлом Гашем дворхо ницов башомаим[93]", что сотворение мира из аин[94] в йеш[95] обновляется в каждый момент и момент, и можно объяснить это более высоким способом, что когда есть рождение посредством единения машпиа и мекабель, в том числе, посредством обновления в мире, которое добавляется посредством работы человека в (исполнении) десяти изречений в Торе (посредством основания новой ешивы), что посредством этого добавляется особое обновление в "нивро гоойлом[96]", как сказано "смотрел в Тору и сотворил мир, так же человек – изучает Тору и поддерживает существование мира".

Начиная от хидуш, что возможно (по Торе и само собой) происходит в "одним изречением (что) мог быть сотворен" – в соответствии с объяснением напротив сфиры кесер, которая выше, чем десять изречений, это притягивается после этого в десять изречений, вплоть до "одного изречения" в смысле сфиры малхус, итог десяти изречений, что "кесер элйон игу кесер малхус[97]".

И это притягивается также в линии служения "цадиким" (дать добрую награду праведникам, которые поддерживают и укрепляют мир, который был сотворен десятью изречениями), и также "наказать…" – работа тшувы. Вплоть до того, что достигают окончания шестой главы – "Гашем йимлох леойлом воэд[98]".

Йуд

И следует сказать указание из вышесказанного в отношении практического действия:

Находясь во время шивъо йемей миштэ[99] дней свадьбы (одиннадцатого и тринадцатого элула), и в продолжение дня основания ешивы Томхей Тмимим,

- что в этом году исполняется 92 года с момента основания ешивы, и 50 лет с момента, что ешива была переведена и пересажена в нижнем полушарии (в Соединенных Штатах) –

Кроме того, что это месяц элул, и в самом этом – канун хай элул, который вносит хайус в работу месяца элул –

Это наиболее подходящее время, для того, чтобы каждый добавил в своем служении в трех столпах Торы, молитвы и добрых делах,

И более подробно: добавить в изучении Торы в общем, и в особенности, в учении хасидизма, которая имеет особое отношение к этим дням в особенности [кроме отношения месяца элул в общем к изучению пнимиюс Торы – ибо тогда есть раскрытие "беойр пней мелех хаим[100]", "бакшу поной, эс понэхо Гашем авакейш[101]" (аспект йехидо), что сосуд для восприятия этого это в особенности посредством изучения пнимиюс Торы[102] (сосим дэОйрайсо[103]), что посредством этого "берут" и "схватывают" сосим дэКудшо Брих Гу[104], и в особенности, посредством учения хасидизма, - аспект йехидо[105]].

Добавление в изучении хасидус рабойсейну несиейну в общем, и в особенности, в учении хасидус Баал Шем Това и Алтер Ребе, и Ребе Рашаба, включая – изучить его вышеупомянутую беседу "кол айойцей лемилхемес бейс Довид[106]", и в особенности – в друшим Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну.

Включая и в особенности – в связи со свадьбой – изучение друшей хасуно рабойсейну несиейну, объясняющие идею свадьбы, и в особенности, друшей хасуно, которые были сказаны в связи со свадьбой Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, начиная с известного гемшеха Самах Тесамах а-годол,

И самое лучшее, что кроме личного добавления в изучении хасидус, чтобы установили всюду, где это возможно, новые общественные уроки в изучении хасидизма (кроме усиления и укрепления в шиурим, которые уже существуют).

В этом добавляется особый хайус – со стороны новой книги, которая была только что напечатана (и прибыла уже переплетенная в канун субботы) – в соответствии с природой человека, что новая вещь пробуждает особую жизненность и симпатию – книга друшей хасидус Мителер Ребе.

И по ашгаха протис говорится сразу в начале книги об идее свадьбы: в объяснении идеи зажигания меноры – объясняет, что сказано про это "И возьмут к тебе" (к Мойше), несмотря на то, что зажигание производилось Аароном, - ибо для этого нужны были Мойше и Аарон, шушвино дэмалко и шушвино дэматронисо. "И идея объяснения, что это подобно шушвинин, которые приводят и соединяют жениха и невесту, и бывает, что одни шушвинин приводят невесту в комнату жениха для уединения, и вторые шушвинин, которые приводят жениха к невесте. И это только во время дня свадьбы, и это подобно зажиганию свечей…"

И кроме добавления в изучении Торы, и в особенности, в учении хасидизма, - чтобы добавили также в работе молитвы, как объясняется в ахаройним, что в месяце элул это подходящее время, чтобы умножить молитвы и просьбы, и в особенности в отношении учения хасидизма и основания ешивы – которые связаны в особенности с работой молитвы, как говорилось выше.

И также – добавить в цдоко, как принято в Израиле, умножать цдоко в месяце элул, и особенно – в эти дни, включая – цдоко в духовности, чтобы быть "нейройс легоир" и освещать мир, "лешакейн шмой шом", чтобы распространять Элойкус в мире, посредством распространения Торы и еврейства и в особенности – распространения источников наружу.

Йуд алеф

В связи с семью днями пира и основанием ешивы – это подходящее дело, чтобы в эти дни провели празднования – хасидские фарбренгены, в каждом и каждом месте, где находятся ешивы Томхей Тмимим, начиная от местонахождения центральной ешивы здесь в Бруклине, Нью Йорк, и подобно этому в Эрец Исроэл, и в каждом месте, где существует филиал ешивы (называющийся "Томхей Тмимим" или "Ахей Тмимим" и подобно этому).

И провести эти праздники с большим количеством участников – Беров ам гадрас мелех, и с участием всех тех, кто учился в ешиве в прошлом (поскольку "святость не двигается с места" – если он вошел один раз в ешиву – влияние этого остается во веки веков, на протяжении всей жизни, и это влияние нарастает и становится все сильнее), или те, кто посылает в ешиву своих сыновей, или те, на кого повлияла ешива, и ученики ешивы, и тем более и тем более, те, кто учатся в ешиве сейчас

И стоит продолжить эти празднования до хай элул включительно, и самое лучшее (там, где это возможно) – также в дни после этого, в каждом месте в соответствии с местными условиями. И делать это с большим "штурмом", так, чтобы эти празднования стали основной работой этих дней, так, чтобы могли сказать – что как будто бы не было таких праздников в Израиле, как пятнадцатое элула и подобно этому!

- и понятно, что этими празднованиями должна руководить руководство ешивы (в соответствии с тем, что они должны управлять делами ешивы), руководство, которое было назначено руководителем ешивы при его жизни в этом мире, начиная от Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, который был выбран быть руководителем ешивы своим отцом, Ребе Рашабом (как говорилось выше), и исполнял это в течение многих лет, и исполнял это в течение многих лет, и также после этого – когда он стал – когда он стал носи, продолжателем пути его отца (после гисталкус его отца в 5680 г.) он остался руководителем ешивы постоянно и вечно, и сказал, что он не отказывается от этого хас вешолом, но поскольку было необходимо, чтобы занимались этой работой находясь душа внутри тела, поэтому назначил своего старшего зятя, зять – как сын, руководителем ешивы, под руководством Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, и Квойд Кдушас мойри вехами Адмур дал ему силы исполнить эту миссию, как действительно исполнила практически в течение его жизни в этом мире, и также после этого – его действие продолжается, в дополнение к продолжающемуся действию до сего дня руководства Квойд Кдушас мойри вехами Адмур,

И в особенности посредством руководства ешивы, которое назначил и поставил его зять, - они продолжают руководить работой и делают это с мсирус нефеш и имеют в этом успех, и есть у них силы на это, от руководителя – Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, - которые он дал им и также продолжает давать им.

Также духовное руководство, и также материальное руководство [и следует отметить, что духовное руководство и материальное руководство должны быть раздельными, и с другой стороны – необходимо, чтобы они (по крайней мере, стоящие во главе двух комиссий) встречались время от времени, и для того, чтобы в этом был еще больший успех – желательно, чтобы назначили совместную комиссию, которая состоит из нескольких человек из духовной комиссии и нескольких из материальной комиссии].

В соответствии с этим понятно, что руководство ешивы – центральное руководство, и также руководством в каждом и каждом месте, которые назначены и исполняют свою работу уже многие годы, - провели все указанные выше празднования [но, кроме этого, безусловно, каждый, кто подходит для этого, захочет помочь членам руководства в проведении празднований в соответствии с указаниями руководства].

Йуд бейс

И еще: в отношении празднований, связанных с ешивой – стоило бы также отпечатать брошюру по хасидизму, что это добавит больше в изучении хасидус, включая и в частности, стоит отпечатать вышеупомянутую беседу Ребе Рашаба "Каждый выходящий на войну дома Давида", где говорится о задаче учеников ешивы – с тем, чтобы учили это снова, изучение с намерением действовать, кроме добавления в изучении хасидизма вообще, как говорилось выше.

Йуд гимел

Также самое правильное дело – что кроме постоянных уроков, уроков Торы и уроков хасидизма всюду, где это возможно (как говорилось выше) – чтобы предприняли усилия создать во всяком подходящем месте новый филиал ешивы Томхем Тмимим (посредством создания новой ешивы действительно, или дать имя Томхей Тмимим уже существующей ешиве Хабада) – как понятно, с письменного разрешения от центрального руководства ешивы Томхей Тмимим в Бруклине, что они должны выяснить, подходит ли это место (со стороны того, каково руководство и каковы ученики и т.д.) чтобы создать в нем ешиву, называющуюся "Томхей Тмимим Любавич".

Йуд далет

И да будет воля Вс-вышнего, что хасидские фарбренгены вместе с добавлением  наших дел и нашей работы в общем, - ускорили еще больше истинное и полное избавление, когда все вместе соберутся на хасидский фарбренген вместе с "гейкицу веранену шойхней офор", рабойсейну несиейну, вместе с Мошиах цидкейну, который говорит "шомро нафши ки хосид они[107]", и "слава Вс-вышнего – в обществе хасидим", и вместе с Вс-вышним – "хасидой шел ойлом[108]", и "в будущем Вс-вышний сделает танец для праведников", и с большой радостью, которая ломает все преграды, - в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, "йаалэ пойрец лефонейну", который будет учить всех сынов Израиля внутренней Торе, "тайны смысла ее и сокрытые сокровища ее", пока не наполнится земля знанием Б-га, как вода покрывает море.

 

 

 



[1] месяц

[2] Букв. "счет". Духовный (само)отчет

[3] Мой тесть и учитель, наш господин и учитель, глава нашего поколения (Ребе Райац)

[4] Глава (колен Израиля)

[5] "Глава – это все"

[6] семь дней после свадьбы (включая день свадьбы) называется "Семь дней миштэ" – семь дней пира.

[7] 18 элула

[8] "И создал Вс-вышний два великих светила" (Берейшис 1, 16)

[9] Частное Провидение

[10] букв. "начала слов", первые буквы слов.

[11] Каждой букве в слове "элул" (אלול) соответствует слово из посука "ани ледойди ведойди ли"

[12] "Я – другу моему, и друг мой – мне"

[13] "я"

[14] "друг мой"

[15] "пробуждение (инициатива) снизу"

[16] "Хозяин мира"

[17] "Я" ("Онойхи" – "Я" – расшифровывается как "ано нафши ксовис йеhщвис" – "Я Сам написал и дал", что Вс-вышний "вложил" себя в Тору. Прим. переводчика)

[18] "Я" (первое слово Десяти заповедей)

[19] "Я – Вс-вышний, Б-г ваш"

[20] существование

[21] "друг"

[22] "как если бы"

[23] "я"

[24] "ничто"

[25] подчинение, (само)устранение

[26] "Принятие ига"

[27] высшая сфира

[28] "Нет мазал у Исроэл", т.е., что Исроэл не подчиняются управлению законов природы ("мазалот"). Прим. переводчика

[29] "'есть' сотворенное"

[30] "'есть' истинное"

[31] голова (начало) месяца

[32] "друг мой – мне, и я – ему"

[33] в оригинале – "קו" – букв. "линия". Может быть, по-русски будет лучше звучать "направление", но я старался переводить возможно ближе к оригиналу. Прим. переводчика.

[34] Брия, Йецира, Асия

[35] Бесконечный, благословен Он

[36] в оригинале "קורא" – "называть" и также "звать", "призывать"

[37] "земля не засеянная"

[38] букв. "придает широту мысли". "Красивое жилище 'придает широту мысли' человека". Здесь эта фраза трактуется в духовном смысле, что материальный мир, который становится "жилищем" Вс-вышнему, "придает широту мысли" (если можно так выразиться) Творцу мира. (прим. переводчика)

[39] Истинное "есть"

[40] Святость

[41] букв. "рисунок". Структура

[42] "человек". Все высшие миры структурно подобны человеку, и поэтому называются "одом" – "человек". Тем не менее, аспект "пустыни" лежит выше, чем самые высшие "одом"-подобные структуры, как это следует из определения "пустыни" – "не место-жительства человека". Прим. переводчика.

[43] "добрая запись (в Книге Жизни) и добрая печать"

[44] "наслаждение субботы"

[45] "И в день вашего веселья"

[46] "когда ты придешь в землю, которую Вс-вышний, Б-г твой дает тебе в наследство, и унаследуешь ее и поселишься в ней"

[47] "земля"

[48] разум

[49] новость, обновление

[50] "Первые плоды – Вс-вышнему"

[51] "корзина"

[52] кантилляция (музыкальные знаки), огласовки, буквы

[53] "Взгляни из Твоего святого пристанища, с небес, и благослови Твой народ, Израиль"

[54] "взгляд"

[55] "Свят Израиль для Вс-вышнего, начало Его урожая"

[56] хозяева

[57] мера Строгости

[58] хозяин

[59] жених

[60] невеста

[61] "И станут одной плотью"

[62] "אדם כללי" – высокая, "коллективная" душа, душа, объединяющая души многих евреев, вплоть до целого поколения (см. предисловие к Тания) (прим. переводчика)

[63] Глава поколения

[64] Песнь Песней

[65] стих (Писания)

[66] "Последние" (галахические авторитеты)

[67] В остальные месяцы предпочтительно ставить хупу в первой половине месяца (прим. переводчика)

[68] "Освящение" (невесты)

[69] Серебро. Деньги

[70] Документ (ксуба)

[71] свадьба

[72] обручение

[73] Нефеш-Руах-Нешомо-Хайо-Йехидо. Пять уровней души

[74] букв. "продолжение". Несколько маамаров (исследований в хасидизме), связанных общей темой, и приходящих в "продолжение" друг за другом

[75] физическая близость

[76] "И поселишься в ней". Название "ешива" также происходит от "йошев", "гисйашвус", и указывает на стабильность и устойчивость, ибо идея ешивы - чтобы Б-жественный свет, скрытый в Торе, приходил и одевался в разум изучающего Тору в стабильности и устойчивости

[77] обновление, новость, "ноу хау"

[78] т.е., что хидуш – "ноу хау" - ешивы Томхей Тмимим – что "открытую" и "скрытую" Тору изучают вместе, как одно целое – "Тора тмима" (прим. переводчика)

[79] углубленное размышление

[80] намерение

[81] "свечи, чтобы светить"

[82] Высшая тшува

[83] Солдаты дома Давида

[84] Общность Израиля

[85] распространение источников хасидизма

[86] Главы Хабада в поколениях

[87] дающий

[88] получающий

[89] "помогай беднякам"

[90] "счастье"

[91] "Созвездие". Также – "Судьба"

[92] "пятая (часть) – фараону", т.е. раскрытие Сущности (число "5" и также аспект "паро" указывают на Сущность и Суть. См. например, сиху на гл. Бо 5752 г. прим. переводчика)

[93] "Вовеки, Вс-вышний, слово Твое стоит в небесах"

[94] ничто

[95] "есть", существование

[96] "(Десятью речениями) сотворен мир"

[97] "Высший Кесер, это кесер малхус". Сфира малхус (самая низшая из сфирот) связана с сфирой кесер (высшая сфира, над десятью сфирот)

[98] "Вс-вышний будет царствовать вовеки веков"

[99] семь дней пира

[100] "В свете лица царя – жизнь"

[101] "Ищите лица Моего, лица Твоего Вс-вышний, ищу я"

[102] внутренняя Торы

[103] сокрытое, сокровенное в Торе

[104] сокрытое, сокровенность Вс-вышнего

[105] высший (из 5) уровней души, сущность души.

[106] "каждый выходящий на войну дома Давида"

[107] "Храни душу мою, ибо хасид  я"

[108] Т.е., Вс-вышний тоже называется "хасидом".

 

Запись опубликована в рубрике: .