Тоже вдогонку вчерашнего онлайна
Тоже вдогонку вчерашнего онлайна:
Рамбам *постулирует* существование высшей силы — и начинает с этого «Яд хазака».
Вопрос, или этот постулат говорит что-то душе человека или нет.
Может быть тому поколению это что-то говорило. Поколению философов.
Наше поколение спрашивает — откликается ли это в моей душе? Формально-логические выкладки имеют второстепенное значение.
Начал вчера читать Германа Когена.
Коген начинает с того (я пока в предисловии), что постулирует: другой человек это цель. Не средство но цель. Сказать честно? Этот постулат «резонирует» у меня куда больше, чем Рамбам.
Вопрос, понятно, не только на Рамбама. Тот же вопрос — в отношении Танаха. Тот же вопрос — в отношении НЗ. Понятно что это индивидуально. И тем не менее — вопрос резонирует или нет.
*
Есть понятие «пробуждение сверху» и «пробуждение снизу».
В известном смысле, все святые книги — это «пробуждение сверху».
Но мы сейчас находимся в эпоху «пяток Мошиаха» если кому нравится это определение. И в эпоху «пяток» мошиаха все идет снизу, а не сверху. Поэтому пророки, по большому счету, не работают. Не как путь для индивидуумов, а как путь для поколения. А вот Герман Коген как раз работает очень хорошо. Потому что он идет «снизу», он идет от самого человека.
Рав Кук по большому счету также ищет *природную* веру. Не «наученную» веру, а природную, ту, что глубоко в душе и в природе человека. Не «книжную» веру, которая скорее способна затереть природное чувство