Каждому, кто занят поиском, требуется проводник, никто никогда не поднимал себя за волосы.
Ребе – это нечто гораздо большее, он – проводник, который становится частью вас. Ваш поиск – это его поиск, ваша борьба – его борьба. Вы смотрите в труды Ребе и находите там себя.
Подобно тому как душа Адама вмещала все души, которые должны были появиться на свет, душа Ребе, согласно хасидской традиции, содержит душу каждого из его хасидов.
334
Когда Авраам «...близко подошел к Египту», он попросил свою жену Сару: «Скажи, что ты мне сестра».
Союз мужчины и женщины в браке не столь прочен, как союз брата и сестры. В первом случае две части связаны воедино огнем страсти, но эти две части могут быть по-прежнему разорваны. С угасанием страсти ослабевает и брачный союз. Единство же брата и сестры остается неразрывным.
Авраам, вышедший из Святой Земли во мрак Египта, знал, что единственная надежда выдержать погружение в эту нечистоту – связать себя как можно крепче со светлой, совершенно прозрачной душой, которая останется вдали от всего этого. Он и попросил Сару назваться его сестрой.
Предыдущий Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон оставил после себя большую бесценную библиотеку. Несколько наследников Ребе объявили, что книги были его личной собственностью и, следовательно, принадлежат им, наследникам.
После 35 лет споров дело рассматривалось в суде, дочь покойного ребецн Хая-Мушка заявила:
– Мой отец и его библиотека принадлежат хасидам.
Ребе, ее супруг, затем повторил слова ребецн публично и отметил, что эти слова решили исход дела.
335
Когда Ребе после года постоянных просьб и требований согласился стать главой Любавичского Движения, он предупредил своих учеников и последователей:
- Не думайте, что вы будете держаться за мой талес. Я помогу в случае необходимости. Но каждый должен будет выполнять свою работу.
336 Цадик соединяет вас с Б-гом и сам отходит в сторону.
337
Студент колледжа как-то спросил Ребе, в чем состоит его работа.
- Чем занимается раввин, я понимаю – он учит нас осознать свою вину, – сказал студент. – Но что делает Ребе? Ребе поднял палец вверх и стал объяснять:
- Ты видишь эту лампочку? Провода соединяют ее с электростанцией, которая освещает весь Бруклин. Сама станция соединена с Ниагарой, снабжающей энергией весь штат Нью-Йорк и даже больше того. Каждый из нас - это лампочка, связанная с мощным генератором. Работа Ребе состоит в том, чтобы взять тебя за руку в темной комнате и положить эту руку на выключатель, который установит связь с генератором.
338
О его отношениях с его Ребе:
Ощущения хасида таковы. Точно так же, как говорит Зогар, едины мы, Тора и наш Б-г, едины хасид, его Ребе и его Б-г. Я не видел, чтобы это было где-то написано, так что можно возражать против этого сколько угодно. Но я чувствую и верю, что это так.
339
Ребе знает своих хасидов, как знает человек собственные глаза, уши, пальцы рук и ног. Хасид ощущает своего Ребе, как биение собственного сердца.
340
Любавичские Рабеим выделяют специальное время, чтобы думать о своих хасидах, каждом в отдельности, сосредоточившись на любви и доброте, которую они испытывали к ним. Как вода отражает лицо глядящего на нее, так сердце человека отвечает на мысли того, кто о нем думает. Ребе и его хасиды связаны между собой вечными узами любви.
***
В ряде случаев мысль о Ребе приходит, попадая в самую точку, неся с собой огонь, который переполняет всего тебя.
Это происходит потому, что я думаю о Ребе? Или потому, что он думает обо мне?
341
Цадик не испытывает нужды ни в чем и молится за свой народ.
Но если он ни в чем не нуждается, у него не возникает сомнений в том, что и они не испытывают нужды в чем-либо. Тогда зачем он молится?
Он молится, чтобы они открыли свои глаза и сердца, почувствовали, что на самом деле ни в чем не нуждаются.
Но все-таки, как может, как может не испытывающий ни в чем нужды молиться? Дело в том, что в глубине себя он не нуждается ни в чем, но еще глубже, в самой сущности, он и его народ – одно целое.
342
Когда вы видите, как в изгнании сгущается тьма и достигают предела испытания, единственный способ пробить тьму - усилить связь с цадиком своего поколения.
343
Если вы совершаете его работу, цадик дает вам силы. Значительно больше сил, чем вы можете себе представить. На самом деле вы становитесь с ним единым целым. Его решения становятся вашими, а ваши – его решениями. Не может быть большего единства между личностями.
344
Для того, чье «я» заключено в его теле, смерть тела означает смерть его «я». Для цадика же, чье «я» в его любви, благоговении и вере, это не смерть, а лишь переход заточения тела к освобождению. Он продолжает трудиться в мире и даже больше, чем до этого.
В Талмуде сказано, что наш праотец Яаков никогда не умирал, как и Моисей, и рабби Иегуда. У них были очень высокие души, связанные с Истиной, и поскольку Истина никогда не может умереть, они тоже не умирали.
Да, глазами мы видим смерть. Тело зарывают в землю, и мы оплакиваем потерю. Но это лишь часть обмана материального мира. А в мире Истины они остаются, как и раньше.
Доказательством этого служит то, что мы еще здесь. Если бы высокие души не были с нами в нашем мире, все, что мы знаем, перестало бы существовать.
345
Цадики никогда не оставляют этот мир – они проходят через него, но все еще пребывают в нем. Они остаются, чтобы помогать тем, кто связан с миром, благословениями и советами, как и прежде, даже в еще большей степени. И те, кто удостоился знать их в телесной жизни, все еще могут создавать узы с ними. Все зависит от нас. Мы должны упорно трудиться для установления этой связи.
***
Во время своего руководства Любавичским Движением, отвечая на просьбы о благословении, Ребе неизменно говорил:
- Я обращу на это внимание Ребе, моего тестя, на его могиле.
Под «Ребе» он подразумевал предыдущего Ребе, Ребе Раяца, который для него никогда не умирал.