Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

От отчаяния к радости

Описывать радость Ребе аналогично тому, что жителю прерии описывать величие скалистых гор. В нашем представлении счастье – это улыбающееся лицо и удовлетворенный взгляд веселого человека. Но у Ребе радость была глубоко внутренней – как ослепительный свет внутри лампы. Свет продолжающийся, постоянный. Не сгорающая, а сдерживаемая радость бесконечного оптимизма, силы и жизни, ждущая момента, чтобы выплеснуться, как нежданный цунами, сметая все на своем пути.

Даже сейчас, входя в кабинет Ребе, можно почувствовать эту живительную радость, наполняющую атмосферу и любой предмет, которого он касался.

По собственному признанию, Ребе был мрачным, подверженным глубокому самоанализу человеком, и ему стоило большого труда наполнить свой характер радостью.

113

Те, кто писал Ребе о своем отчаянии, получали примерно такой ответ:

Отчаяние прямо противоположно тому, во что мы верим; иначе говоря, – это отрицание реальности. Отрицание того, что есть Б-г, который управляет всеми Своими созданиями, наблюдая за каждым и помогая каждому во всем, что тот должен совершить…

114

Депрессия не есть преступление, но она способна повергнуть человека в пропасть, в какую далее преступление не может его погрузить.

Депрессия – это заговор самоубийственных элементов внутри нас. Человек, впавший в депрессию, ни на что больше не годен.

Боритесь с депрессией, как с кровавым, смертельным врагом. Бегите от нее, как бежали бы от самой смерти.

Некоторым же Ребе советовал обратиться и к врачу.

115

Отчаяние – крайняя форма самообожествления. Отчаявшийся убежден, что в состоянии все перевернуть, отнять судьбу мира из рук Создателя, сорвать Его планы.

Знайте, что мир постоянно поднимается вверх, в направлении к единству. Трепет каждого листка, каждый легкий ветерок, мельчайшее движение каждой частицы вселенной – шаги в том же направлении. Даже события, кажущиеся шагами вниз, на самом деле лишь часть того же восхождения – так атлет перед прыжком приседает, так пружина, прежде чем высвободить свою энергию, сокращается.

Ничто не может сдержать это движение хотя бы на миг. Конечно, следует взять на себя ответственность и работать упорно, очень упорно, чтобы исправить то, что вы натворили. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том самом месте, где вам следует быть – на один шаг впереди.

116

Между хладнокровием и безбожием очень тонкая граница.

Человек должен служить с горячим сердцем.

117

Существуют разные преграды – преграды внутри и преграды снаружи, преграды между людьми, преграды, мешающие творить добро, преграды вашего собственного ума и ваших собственных сомнений. Есть преграды, существующие из-за вашей личной ограниченности.

Радость ломает все преграды.

118

Вы задаетесь вопросом: «Как мне быть счастливым, если я несчастлив?» Действительно, чувствам не прикажешь, но мыслям, словам и делам можно и приказать. Сделайте что-то простое, дайте волю хорошим мыслям, говорите добрые слова, держитесь так, будто вы счастливы, даже если внутреннего ощущения счастья у вас нет.

Постепенно внутренняя радость души победит, пробьется наружу.

119

Вы обнаружили, что угнетены, поняв все свои недостатки. Представьте себе, что нашли врача, который объяснил вам все ваши многолетние страдания и выдал рецепт – пропуск, который выведет вас на путь к выздоровлению. Разве вы не ощутите большую радость, не почувствуете облегчения?

120

Часто депрессия происходит от высокомерия. Поняв, кем являетесь на самом деле, вы не будете так разочаровываться в себе.

121

Следует всегда думать о чем-то хорошем. Пустой ум – вакуум, поджидающий разрушительных мыслей.

***

Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь всегда быть в хорошем месте.

122

Если вы весь день размышляете о самом себе, депрессия вам гарантирована. Хотя бы один час в день подумайте о том, чем помочь кому-нибудь другому.

Самодовольство порождает тревогу. Чтобы ощутить себя здоровым, следует остро чувствовать окружающее, пытаться понимать тех, кто рядом, принести больше света.

123

Отчаяние – дешевое оправдание для тех, кто устраняется от своего предназначения. Сознавая свою цель, легче всего избежать отчаяния.

124

Молодому человеку, написавшему, что он слишком робок в общении с людьми:

Больше общайтесь и работайте с другими, и скоро вы поймете, что у вас все получается не хуже, чем у них. Тогда внутренняя сила вашей души заблестит.

125

Все, что происходит, идет от Него, а Он – это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении – и добро откроется вам.

126

Естественное состояние человека, как задумал, создавая его, Б-г, – быть счастливым. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом.

127

Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно.

Люди представляют себе место Б-жества как нечто серьезное, внушающее благоговение и робость. На самом же деле там, где Б-г, царит радость.

Вот почему каждое мгновение – это мгновение празднества, наполненного счастьем. Ибо каждое мгновение мы выполняем свою миссию привнесения в мир Б-жественности. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышление, учение, молитва, но и постоянной мирской деятельности, зарабатывания денег и повседневной жизни – все это пути познания и привнесения Его в наш мир.

И где есть Б-г, там сила и радость.

128

Человек счастлив, когда знает, что обладает чем-то ценным. Особенно счастлив тот, кто чувствует, что мал, но владеет чем-то очень большим.

Мы полные владельцы бесконечного.

129

Хасидский учитель рабби Меер из Премишлы, который жил у подножия крутого холма, ежедневно в любую погоду, в снег и гололед, взбирался на вершину холма, чтобы очистить свое тело, погрузившись в ручей на другой стороне холма. Люди находили происходящее весьма чудесным, ведь они могли только обойти холм, никто не решался взбираться по льду.

Наконец несколько молодых людей решили покончить с этим суеверием и смело последовали за рабби Меером, когда тот без труда стал взбираться на холм.

Все они попадали и расшиблись.

В чем же был секрет рабби Меера?

«Надо быть связанным с Верхом, – пояснил он, – и ты никогда не упадешь вниз».

130

Друзья, которым я впервые показал эту книгу, подвергли критике часто повторяемую концепцию «службы Б-гу». В современном мире, утверждали они, после происшедших в нем коренных демократических перемен, рабство больше не в чести.

Но я оставил терминологию такой, какой она была. В конце концов это книга о мыслях не моих друзей и даже не моих лично. Это книга о мыслях Ребе, а он использовал именно эту терминологию.

Служение, рабство, подразумевает подчинение своей жизни другому, т.е. подавление своего потенциала самовыражения, данного нам. Если же мы рассуждаем о подчинении, служении, самому источнику нашего существования, самоподчинение приобретает совершенно противоположное значение.

В своем источнике мы бесконечны. Как бесконечен наш Создатель. Служить своему Создателю значит достичь высшего самовыражения, соединиться с бесконечностью, с Самим Создателем.

***

Задача каждого человеческого создания – служить Творцу и делать это с великой радостью:

«Я, крошечное смертное и, безусловно, ограниченное существо, своими поступками и делами служу Бесконечному Творцу Всех Миров! Я от рождения связан с Источником Жизни, и все бурные волны нашего мира не в силах разорвать эту связь. Даже иногда падая, я могу всегда вернуться и тотчас же восстановить эту связь».