Каменные стены

Во дворе дома, в котором жил будущий Ребе, росло большое дерево. Мать Ребе рассказывала, что в пять лет он забрался на верхушку этого дерева. Она спросила его: "Мендл, почему все дети, пытаясь сделать то же, падают вниз, а ты вот добрался до самого верха?" Мальчик ответил: "Они смотрят вниз, пугаются и падают, я же смотрю только наверх, а если смотришь наверх, не упадешь".

Не здесь ли кроется причина того, что великие учители движутся вперед и вверх с такой непоколебимой уверенностью? Не потому ли это, что они не боятся никого и ничего, что горы тают под натиском их слов?

Конечно, в этом ясность их видения. Мы, спящие бодрствуя и бодрствующие во сне, верящие, но не верующие, знающие, но не понимающие, – мы никогда не позволим себе идти прямо в свет, потому что никогда не уверены, что это не тьма. Шагнув вперед, мы оглядываемся, поднимаясь, смотрим вниз.

Но праведник видит остро и ясно. Слова его вески и тверды, а убежденность уничтожает гору. Он видит на пути не препятствия, а лишь свет, притягивающий его.

131

Существует еврейская традиция в святой день Рош а-Шона отправляться к пруду или реке и произнести там несколько молитв.

В Бруклине найти источник живой воды не так уж просто. В первые годы руководства Ребе многие хасиды во главе с ним настоящим парадом шли к пруду в Бруклинском ботаническом саду.

В один из таких дней лил сильный непрекращающийся дождь, и многие решили, что поход не состоится. Но в словаре Ребе не было слова "отменяется". Весть о том, что Ребе отправился к Ботаническому саду, мгновенно распространилась, и хасиды поспешили к нему присоединиться. Дойдя до сада, они, к своему разочарованию, нашли ворота запертыми, а поблизости не было никого из служащих, кто мог бы их открыть. Ребе посмотрел на стену вокруг сада и тихо спросил своего секретаря: "Вам кажется, что эта стена высока?" Тот не успел и ответить, как Ребе принялся перелезать через забор. Окружающие бросились ему помогать, он же посмотрел на них с забора и, усмехнувшись, сказал: "Если вы не будете мне помогать, я, кажется, справлюсь лучше".

В тот день стены Бруклинского ботанического сада были взяты сотнями хасидов, которые увидели, как Ребе выполняет собственные призывы.

Буквально.

Рабби Шмуэл, пятый Любавичский Ребе, известный как Ребе Маараш, любил повторять: «Многие умные люди говорят, "если ты не можешь пройти под, иди над". Я же говорю, сразу иди над"».

Имеется в виду, что вместо того, чтобы пробовать решить проблему на ее условиях, а уже если не получится, собравшись силами и мужеством, перешагнуть ее...

Начни с того, чтобы перешагнуть, будто никаких препятствий и нет.

В сущности, препятствия для того и созданы, чтобы через них перешагивать.

132

На пути из Египта к горе Синай еврейский народ встретил в качестве препятствия Красное море.

Евреи разделились на четыре партии.

Одни приготовились сражаться.

Другие предложили сдаться и вернуться.

Третьи – всем покончить собой.

Четвертые принялись молиться.

Б-г сказал, обращаясь к Моше: "Что вы плачете, взывая ко Мне? Я ведь сказал вам идти вперед, продолжайте свой путь, и вы увидите, что никаких препятствий нет!"

Евреи продолжили идти, и, действительно, препятствие обернулось чудом.

133

Люди думают, что Б-г сначала сотворил мир, а потом дал указания, которым нужно следовать, чтобы ничего не перепутать. Истина же в том, что мир был спланирован как средство выполнения уже существующих указаний.

Поэтому предположение, будто что-нибудь в мире может помешать исполнить волю Творца, абсурдно. Не может быть помех исполнению цели Творения – возможны только многозначительные вопросы.

134

Житейские трудности – это способ, с помощью которого материальный мир призывает нас: "Помоги мне очиститься, возвыситься!" Трудности являются вам, будучи уверенными, что в ваших силах противостоять им. Таким образом исполняется их предназначение.

135

Жизненные перипетии изомеричны для души, они заставляют проявиться ее внутренние силы.

136

Не следует принимать мир и его тьму слишком всерьез – они не столь реальны, как пытаются казаться. Это всего лишь творение и может быть сотворено снова из абсолютного ничто в любой миг. Единственное, что существует в них реально, это то, ради чего они были сотворены, – чтобы вы очистили их.

137

Этот мир действует, оперируя хуцпой, агрессивной наглостью. Ведь это хуцпа назваться миром, заявить о независимости от своего Создателя, отрицать какое бы то ни было отношение к силе, которая каждый миг приводит его в движение.

Мы будем бороться с хуцпой ею же, хуцпой.

138

На иврите "мир" – "олам", а "сокрытие" – "элем". Слова эти родственные. Мир существует только потому, что скрыта его истинная сущность. Претендуя на то, чтобы быть вашим препятствием, он на самом деле на вашей стороне.

***

Он знает, что его глубочайшие сокровища могут быть обнаружены только с помощью глубинных сил вашей души, и провоцирует эти силы, вызывая вас на бой.

139

Не существует такого понятия, как поражение. Всегда остается шанс. Поверить в поражение значит поверить, что есть нечто, не исходящее Свыше.

Следует знать, что Б-г не совершает ошибки. Когда кажется, что дела начинают идти плохо, это лишь часть того, чтобы они были лучше. Мы лишь приседаем, чтобы прыгнуть выше.

140

Адам был непосредственным творением рук Всевышнего. Никакое другое человеческое существо никогда не будет столь великолепным. Однако он не смог устоять перед единственным искушением.

Из этого следует уяснить себе, что величайшие искушения в жизни – это те, которые ближе всего касаются вашей задачи. А если вы хотите знать основное предназначение своей жизни, надо только понять, какое искушение самое сильное.

141

Ваша душа пребывает в плену, если вы знаете, как надо, но позволяете миру остановить вас.

Например, вы являетесь главой государства. Решаете, как поступать, и начинаете действовать. Газеты, конечно, осыпают вас проклятиями. Народ уверяет вас, что вы совершили ошибку. Вас называют порочным, аморальным, сравнивают с величайшими злодеями истории. ООН выражает единодушный протест против ваших действий. Президент Соединенных Штатов призывает вас прекратить, угрожая отменой финансовой и военной помощи.

Но вы знаете, что поступаете правильно. Сдавшись, вы и помещаете свою душу в плен.

142

Плен начинается с веры в то, что вы малы, а мир велик.

Поверив в это однажды, вы способны поверить, что он вас раздавит, и начинаете бояться этого.

Вы готовы повиноваться ему, следовать за ним и становитесь его рабом, жаждущим воды для души, но не способным даже вспомнить, где источник.

Бояться мира значит отрицать Единственность его Создателя.

143

Когда посланные Моше разведчики вернулись из страны Кнаанской, которую им было поручено обследовать, они включили в свой доклад такие слова:

"Мы чувствовали себя перед ними муравьями и были такими в их глазах".

Именно потому, что они казались себе муравьями, те тоже видели в них муравьев.

144

Тот, кто по-настоящему озабочен чем-то, не удовлетворяется тем, что есть хорошее оправдание.

Если цель не достигнута, – она не достигнута, сколько ни оправдывайся.

145

Иногда кажется, что в мире есть места, где, по всей видимости, Б-жественность не может присутствовать.

Что-то мешает вам совершить благодеяние. Друг, который мог бы помочь, недостижим, окружающие кажутся бессмысленными.

В такой ситуации следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте и увидите чудеса

146

Тому, кто влез в огромные долги, рассчитывая на чудеса:

Преодолевать препятствия вовсе не значит прыгать в воздух, не зная, где приземлишься.

Запись опубликована в рубрике: .