Красной нитью через все истории о Ребе проходят рассказы о людях, очутившихся в нужное время в нужном месте. Кто-то отправляется в дальнее место, и Ребе просит его что-нибудь сделать там, кого-то встретить, иногда просто посетить определенное место, не объясняя, что нужно там сделать. Потом выясняется, что именно в то время нужный человек оказался в нужном месте.
Для каждой души подготовлены разбросанные по всему миру искорки света. Ребе видит душу и, как счетчик Гейгера, определяет ожидающие ее искорки. Остается только свести обе стороны, а остальное совершится само собой.
Такого рода истории рассматриваются как учение. Ребе открывает нам чудо наших собственных жизней – где бы ты ни был, что бы ни делал и когда, в этом заложен сокровенный замысел.
18
Предписание всему созданному было сообщено почти сразу: "И Б-г сказал: "Да будет Свет"".
Цель Творения в том, чтобы весь мир, даже тьма, превратился в свет.
19
Вначале бесконечный свет наполнил все, и для мира не осталось места. Тогда свет был сдержан, чтобы в остающейся пустоте можно было сотворить мир.
И мир был создан, и замыслом его стало вернуться к первоначальному свету, при этом оставшись миром.
20
Все проблемы мира коренятся в сдерживании света, и наша задача исправить это положение. Где бы мы ни нашли свет, следует освободить его из клетки, показать его всем, дать ему сиять в темнейших уголках земли.
Особенно это касается света в нас самих.
21
Свет дан нам Б-гом не для того, чтобы использовать его среди дня. Он дан, чтобы совершить что-нибудь, сделать что-то трудное, непознанное. Возьмите свой свет и преобразите тьму, чтобы и она светила!
22
Иногда приходишь куда-то, где кажется, что это место вне царства Б-жьего, что оно слишком грубо для света, и хочется бежать оттуда прочь...
Следует знать, что не существует места вне Б-га, и радоваться своему предназначению обнаружить Его здесь.
23
Борьба со злом, когда это необходимо, благородное дело. Но не в этом цель нашей жизни. Наша задача – принести больше света.
24
Раньше были цадиким, праведники, которым достаточно было заглянуть в душу ученика, чтобы увидеть то место в этом мире, где Б-жественные искры ждут эту душу. Тогда они велели ученику отправится туда и освободить эти искры.
Не много изменилось с тех пор – только восприятие учеников. Если мудрец, праведник, Ребе благословил тебя на то, чтобы находиться в определенном месте, тебе следует знать, что ты принадлежишь этому месту и оказался там с важной целью.
25
Баал-Шем-Тов учит: "Листок падает с дерева, травинка колышется на ветру, каждая деталь мира не только получила жизнь и цель в этой жизни, каждое мгновение ее существования поддерживается Свыше, но и является существенным компонентом Б-жьего плана, в котором отмечены все мельчайшие детали жизни".
Вдумаемся в это. И в то, как много мелочей в нашей ежедневной жизни.
26
Сотни лет – быть может, с самого начала Творения – часть этого мира ждет, чтобы ваша душа очистила и исправила ее.
И ваша душа с момента своего зарождения ждала возможности из мира душ спуститься в наш мир и выполнить эту задачу.
И ваши шаги были направлены сюда.
И вы теперь здесь.
27
Баал-Шем-Тов учит, что жизнь каждого состоит из
42 странствий, соответствующих 42 странствиям сынов Израиля в пустыне. Иногда эти странствия кажутся более приятными, иногда менее. Надо копать глубже и глубже, чтобы отыскать в них предназначение и добро.
28
Во всех странствиях в жизни сле
дует быть там, где вы есть. Мы можем миновать что-то на пути, нечто кажущееся более важным, – но сейчас, именно в этом месте есть цель.
29
Очищайте время. Каждый день совершайте что-нибудь доброе и прекрасное, имеющее отношение именно и только к этому дню.
30
У каждого мгновения два лица.
Мгновение, определенное прошлым, из которого оно вышло, и мгновение, определенное будущим, к которому оно ведет.
Но и само мгновение обладает собственным значением, целью и жизнью.
Не убивай же мгновение.
31
Иногда хочется бежать оттуда, где сейчас находишься, в поисках своего Иерусалима. Где бы вы ни были , что бы ни делали, сделайте это Иерусалимом.
32
Когда вы бежите от ответственности из одного места в другое, происходит двойной убыток: вас нет в том месте, где вы должны быть, и находитесь там, где вам быть не следует.
33
Молодой учитель, начавший свою педагогическую деятельность в отдаленной общине и вскоре пожелавший бросить это место, чтобы быть поближе к Ребе, выслушал от Ребе отповедь:
- Баал-Шем-Тов учил, что душа спускается в этот мир на 70-80 лет лишь для того, чтобы сделать одолжение другому человеку. Вы там всего несколько месяцев, успели принести столько добра многим людям – и все, что вам хотелось бы, это бросить их?!
34
Если ты видишь, что нужно исправить, и знаешь, как это сделать, значит ты нашел место в мире, которое Б-г оставил для тебя, чтобы ты мог это осуществить. Но если ты видишь только, как оно безобразно и неправильно, тебя самого надо исправлять.
35
Хасид, понесший крупные убытки, жаловался Ребе Шнеуру-Залману из Ляд на свое тяжелое положение, свои бесчисленные долги.
- Вы мне рассказываете о ваших нуждах, но о тех, кто нуждается в вас, не говорите ничего, – заметил Ребе. – Делайте то, чего ждет от вас Б-г, и Он обеспечит вас тем, что нужно вам.
36
Хасид, не застав секретаря Ребе, оставил у дверей кабинета письмо, рассчитывая, что секретарь, когда придет, увидит его. Но еще до прихода секретаря появился Ребе, увидел письмо и нагнулся, чтобы его поднять. Хасид, став свидетелем происходящего, обескураженный этим, принялся извиняться за причиненные хлопоты.
- Разве не это моя работа – всю жизнь поднимать то, что другие оставляют за собой? – спросил его Ребе.