Первоначально эта глава называлась "После жизни". Но автор наткнулся на ответ Ребе студенту, спросившему, что такое "После жизни". Ребе сказал, что такого понятия нет: жизнь не кончается, она продолжается в высшей форме.
208
Мы не говорим, что некто "пойдет на небо". Мы говорим, что это "дитя грядущего мира". Небо – это не место, куда вы идете. Это нечто такое, что вы несете с собой.
209
Рабби Йоханан бен Заккай, мудрец Талмуда, который плакал на смертном одре, объяснил своим ученикам, почему он плачет:
– Я не знаю, по какой дороге меня возьмут.
Вероятно, он раньше не задумывался над этим.
Некоторые люди постоянно беспокоятся, что с ними произойдет в конце. Рабби Йоханан был слишком занят мыслями о том, что надо делать теперь и здесь. До самого последнего момента...
210
Все в Ребе было чистейшей добротой. Даже его представление об аде (по-еврейски "геином") было добрым и великодушным, насколько это возможно.
Люди неверно представляют себе Ад. На самом деле – это нематериальное место, где есть все, что и в нашем мире, но существует оно бесконечно. Так, за чем бы вы ни гнались в нашем мире, вы будете гнаться и в бесконечности.
Это Ад.
211
Эпоха "После жизни" – очень разумное, естественное следствие хода вещей. В конце концов ничто не исчезает, даже тело только преобразуется в землю. Но ничто не теряется.
Личность также никогда не теряется – она возвращается к своему источнику.
Если душа во время своего пребывания здесь привязывается к материальному миру, должно быть мучительно отрываться, чтобы вернуться назад. Если же она только странник, постоянно связанный со своим источником, возвращение домой – только блаженство.
212
Как учит Баал-Шем-Тов, в Небесном суде никто не может судить вас за то, что вы делали, пребывая на земле. Как это происходит? Вам показывают чью-то жизнь – все ее достижения и все провалы, верные решения и дурные поступки – потом спрашивают: "Так что следует сделать с этим человеком?" Вам надо вынести свой вердикт, который принимается, после чего выясняется, что этот некто – вы. Конечно, тот, кто склонен судить других не очень строго, определенно выиграет. Лучше уже сейчас учесть это.