Одно из оригинальных открытий хасидской мысли: Даже если вы не сумеете полностью побороть тьму, если вы все еще катаетесь в грязи с врагом – Б-г все равно Сам участвует в борьбе.
Это просто еще один вывод из основополагающей идеи: нет места, где бы не было Его.
95
Ангелы завидуют тому, кто борется во тьме. У них есть свет, а он касается сущности.
96
На каждого приходится своя доля "нехорошего". Не бывает физических существ, лишенных недостатков. Суть не в том, чтобы бежать от них, прятаться. И не в том, чтобы примириться с ними. А в том, чтобы, не отрицая факта присутствия недостатков, систематически их изгонять.
Важно понять, кто вы есть, и постепенно очищать свои поступки – это может быть совсем неприятно, но это – путь к Б-гу.
97
Не следует обвинять себя и наказывать за то, что чувствуешь. Но можно познать истинную радость в борьбе за контроль над этими чувствами и их возвышение. Каждая маленькая победа в себе – это огромный триумф над мглой материального мира В сущности, именно поэтому мгла помещена внутри нас, чтобы мы могли трансформировать ее в великий свет.
98
Бывает, что самые разрушительные внутренние импульсы появляются в молитвенном облачении.
Когда следует ликовать, некто внутри тебя говорит: "Чему ты радуешься? Тебе ли с твоими грехами веселиться?"
Когда же наступает время для покаяния, он заявляет. "Чем ты лучше других? Почему ты должен сокрушаться?"
Кто-то нуждается в вашей помощи сейчас, а вы полагаете, что следует подумать.
Наступает время размышлений, а вы вдруг решаете, что пора спасать мир.
Когда вы поняли нечто глубокое, помолились с настоящим чувством или без огласки совершили добрый поступок, – внутренний голос вам шепчет: "Ну, ты молодец!"
Только одного внутренний голос не скажет вам никогда, только этому он будет противиться всеми силами. Никогда он не посоветует: "Освободись от меня, разбей эти цепи, переменись"
99
Мир вовсе не логичен, не разумен Борись с ним его же оружием: делая что-то доброе, делай это без особых причин.
Вот как тьма выходит из нас наружу:
Сначала она соглашается со всем добрым, что мы делаем. Когда нам приходит в голову задуматься, она говорит: "Да, поразмышляй. Именно так ты превратишься в великого мудреца!"
Когда мы собираемся совершить добрый поступок, она нашептывает' "Отлично, это очень выгодно. Тебе потом отплатят тем же"
Постепенно, малыми шажками она убеждает нас, что все доброе, совершаемое нами, нуждается в ее одобрении. Так мы попадаем в ее сети.
Чтобы избежать этого, делайте добро без причин.
100
Насмешка – лучшее оружие темных импульсов в человеке. Первое препятствие на пути вперед, вверх – это мысль, что люди могут сказать: "Отчего это ты переменился? Что изменилось сегодня по сравнению со вчерашним? Ты не был достаточно хорош вчера? Ты сегодня действительно стал вдруг хорошим?"
Самый сильный насмешник заключен внутри нас. Принимаясь за какое-то дело, уверенный, что оно хорошо и правильно, вы слышите дающий о себе знать внутренний голос: "Постой! Кто ты такой, чтобы идти по такому возвышенному пути? Лицемер! Ты забыл, что делал совсем недавно?"
Помните, не имеет значения, чем вы занимались минуту назад. Важно, что вы намерены делать сейчас.
Любой голос, препятствующий пути вперед, как бы ни был он разумен и убедителен, – это голос разрушения, а не роста и жизни.
101
Всегда есть надежда. Даже если вами все испорчено, вы не выходите из-под Его надзора. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том месте, где Он, создавая этот мир, наметил вам быть.
Итак, всегда остается надежда.
102
Каждое мгновение, каждое человеческое движение – есть возможность связаться с Бесконечностью. Каждый поступок может явиться полетом души. Только ваша воля способна этому помешать. Но стоит вам захотеть, и связь немедленно установится.
103
Пост, изнурение плоти – не для нашего поколения. Не только потому, что мы слишком хрупки, чтобы еще ослаблять свое тело, и не только потому, что слабость от голода помешает совершать добро, а главное, потому, что настало время вести духовную жизнь вместе с телом, а не против него.
104
Помните, что вы – не тело. И не животное, которое мечется в плоти, руководствуясь во всем лишь ее позывами. Вы – Б-жественная душа.
Не путайте боль и борьбу тела с чистотой и радостью Б-жественной души.
105
Совет тому, кто гневается.
Обдумайте эту мысль. Когда почувствуете, что гнев овладевает вами, вспомните ее:
Все, что с нами происходит, коренится в единственном источнике. Нет ничего, кроме Единственного, только Его и можно обвинять за все, свершающееся во Вселенной. Нет ничего другого, кроме Него.
И хотя тот, кто обидел вас, причинил вам боль или нанес вред вашему имуществу, имел свободу выбора и отвечает за свои поступки, – это его проблема. А то, что это случилось с вами, – проблема ваша.
Все вокруг – Б-г, который говорит с вами. Слушайте внимательно.
106
Бывает, что все вокруг вас, весь мир со всей своей хуц-пой, агрессивной наглостью, оспаривает правду, которую вы чувствуете.
Бывает, что следует уподобиться льву, оленю, орлу, дереву, но сейчас вам необходимо превратиться в скалу.
Сейчас вам надо не уклоняться, даже если вы уверены, что могучие волны обрушатся на вас, стремясь стереть в порошок и унести с собой в открытое море.
Вы должны оставаться твердой, неподвижной скалой, которая пребывает в глубине вашей души, в голосе, звучащем вне нашей эфемерной реальности, вне времени и пространства: "Они – ничто. Нет ничего, кроме Него".
Это начинается с вас, затем произойдет и с вашим миром. Внешний край фасада начнет рушиться, обнажая сущность. Буря рассеется, будто ее и не было, и все окружающее заявит: "Я – ничто. В сущности, нет ничего, кроме Него".
107
В этом мире сокрыты искры света. Некоторые из них можно обнаружить и освободить; "Познавая Б-га во всех Его путях" – находя Его во всем, что бы мы ни делали, эти искры бросятся к вам, и их свет высвободится.
Но есть искры столь мощные, что их потребовалось сокрыть в глубочайших недрах материального мира, замкнув в плотной тьме. Такие искры не могут быть высвобождены обыкновенным поиском: ваш интеллект, ваши поступки не в состоянии копать настолько глубоко, не в состоянии даже приблизиться к ним. Вы были бы ослеплены их сиянием и глубиной окружающей тьмы.
Единственный способ освободить эти искры состоит в том, что превосходит ваш интеллект и ваши чувства, во внутренних силах, приходящих в момент испытания веры.
Вот почему наша вера так часто подвергается испытаниям в этом поколении: мы освобождаем последние искры света.
108
Не в этом ли смысл жизни в нашем мире – сделать выбор между соединением с материальным миром, полагая, что жизнь порождается его многочисленными силами, и истинной жизнью в вере, что все наши нужды и заботы сконцентрированы в Единственном Б-ге Жизни?
109
Многим женщинам, обращавшимся к Ребе с просьбой помочь им выбрать еврейское имя, он советовал:
– Возьмите имя Малка (Властительница) и начните управлять самой собой.
***
Вы хозяева над зверями внутри себя, хозяева, не рабы. То, что внутри вас пылает, словно раскаленный горн, не означает, что вы должны повиноваться.
110
Пророк Элиягу спрашивал свой народ:
– Как долго вы еще будете ходить по обеим сторонам забора? Решите, вы за идола Ваала или за Одного Живого Б-га!
Не думал ли он при этом: "А что, если они изберут первое? Не моя ли в этом будет вина?"
Нет, он так не думал. Он слишком хорошо знал свой народ. Знал, если этих людей припереть к стенке, поставить ультиматум "или – или", они сделают правильный выбор.
Почему же мы готовы ухватиться за лживые постулаты в жизни? Потому что обманываем себя, желая и надеясь получить все. Всю тьму и весь свет в одном мешке.
А это невозможно.
111
Когда Исайя сообщил царю Хизкии, что на Небесах принято решение, по которому он должен умереть, царь сказал:
– Я воспользуюсь заветом моего предка Давида: "Даже если меч завис над твоей головой, проси помощи Свыше".
Существует надежда и существует вера в Б-га – это разные вещи.
Надежда остается до тех пор, пока есть хотя бы искорка шанса. Как говорится, утопающий хватается за соломинку.
А вера в Б-га сохраняется даже тогда, когда надеяться больше не на что. Когда приказ уже подписан. Меч занесен. И по законам природы выхода нет.
Но Тот, кто поставил весь спектакль, не нуждается в подпорках.
112
Если вы действительно верите в то, что Б-г вам поможет, отчего же на вашем лице отпечатаны несчастье и тревога? Если вы на самом деле в это верите, радуйтесь!