Казус Спиноза.
Левинас. Трудная свобода.
Анафема, которой подвергли Спинозу религиозные власти его времени…
(Т.е. тут, наверное, какая-то разборка между Спинозой и Левинасом. Это очень интересно).
…И выдвинутый Бен Гурионом проект по снятию этого осуждения не имеют, очевидно, никакого значения для славы и влияния Спинозы в мире. Посмертная справедливость? Такие, как Спиноза, не умирают. «Победителей не судят», - говорила Екатерина Великая, жертвуя справедливостью ради успеха. Но никто не мчится на помощь победе.
Может быть, речь идет о том, чтобы спасти честь еврейского народа? Но еврейский народ достаточно велик, чтобы позволить себе несогласие даже со Спинозой. Нельзя быть все время такими робкими, как еврейская «Хаскала» XIX века, которая соединяла достохвальную веру в будущее иудаизма со странным недоверием ко всем его ценностям, еще не подвергнувшимся популяризации и еще не присвоенным неевреями.
Уязвимое место стольких прекрасных людей, в течение 50 лет создававших Израиль.
Избавившись от всяческих «комплексов национальной неполноценности», они скрывают их в духовном плане, где вожделение к современному является единственным дозволенным вожделением.
(наезд на «Хаскалу», которая отвергает еврейскую традицию и признает только современность).
После обеда, который был дан в Париже в честь крупного израильского политического деятеля, хозяин хотел вызвать восхищение своего гостя, показав ему перевод одного талмудического трактата на идиш. Но оказалось, что Израилю не нужен ни перевод, ни оригинал. Трактат по пчеловодству имел бы больший успех, - как, несомненно, и «Богословско-политический трактат».
(Хороший, красивый наезд).
Тем не менее, еврейскому народу есть дело до осуждения или реабилитации Спинозы.
Речь идет о вопросе, существенно важном после эмансипации евреев в мире, с одной стороны, и создании Государства Израиль – с другой. Израильтяне и израильтянки считают себя западными людьми. Что, в их понимании, они сохраняют в себе западного?
Запад означает свободу духа. Отсюда проистекают все его добродетели и некоторые из его пороков. Свобода духа с полной определенностью возвещает стремление установить некую внутреннюю связь с истиной: отступить перед истины, но в самом этом отступлении чувствовать себя хозяином. Так математик, в сознании высшей свободы, склоняется перед очевидностью.
Понятие философской очевидности, об которое мы споткнулись несколько дней назад, оказывается, есть такое понятие, совершенно неочевидное. Философ говорит: «Очевидно, что…», что дважды два – четыре, например.
Так математик, в сознании высшей свободы, склоняется перед очевидностью. Это чудесное совпадение неповиновения и господства, покорности и суверенности носит избитое, но прекрасное имя – разум.
(Прекрасное определение, что такое разум. Повиновение перед очевидностью. Интересно).
Труд Спинозы – высший почетный дар разуму, несомненно принятый с благосклонностью. Этика до конца проясняется внутреннюю структуру рациональных отношений, их равнозначность высочайшим формам жизни. Иудаизм не может отстраниться от нее, как не может повернуться спиной к математике, оставаться безразличным к демократии и к социальным проблемам, как не может не предпочитать разумные отношения, диалог, доброжелательность и мир тому ущербу, какой наносят человеку люди и вещи.
Наш телеграм: https://t.me/chassidus_ru
Наш сайт: https://chassidus.ru/
Фейсбук: https://www.facebook.com/itzik.roytman
Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4