"И это аспект пробуждения от сна".
Сон - это когда человек настолько погружен в сознание своих недостатков, своей неуспешности, своей удаленности от Вс-вышнего - что он практически "выключен". Рабби Нахман говорит - если ты хочешь "проснуться" - найди в себе какие то добрые качества.
"Когда человек видит, что он далек от Вс-вышнего" - это аспект сна. Когда человек смотрит на себя негативно - он спит. Если у человека нет мотивации в служении Вс-вышнему, в жизни вообще - наверное, он перегрузил себя негативными эмоциями.
Это довольно интересно, особенно в контексте тшувы перед Рош аШана. Рабби Нахман говорит, перед тем как делать тшуву, нужно сначала проснуться...
"Как многочисленны мои враги" - это грехи и падения каждого человека. Что это значит? Когда человек делает что-то плохое, этот грех его же обвиняет. Он создает "злого ангела", который поднимается наверх, и обвиняет его. Поэтому вопрос тшувы не так прост.
На первый взгляд, все ясно. Человек сделал что-то плохое - пусть сделает тшуву. Но все не так просто. Когда человек согрешил - он создал злого ангела. Который теперь держит его. Когда человек сделал много грехов - у него масса этих ангелов, которые держат его со всех сторон, и не дают ему двигаться. Он как в тюрьме. Он даже если хочет сделат ь тшуву, но не может - ибо грехи его обвиняют.
Рабби Нахман хочет помочь грешникам. Он говорит, что еще до того, как вы говорите про тшуву, надо вас освободить из той тюрьмы, в которой вы находитесь из-за ваших грехов. Только потом можно говорить о тшуве.
Как в истории о лесном жителе, который говорит двум братьям - "это ваши грехи водят вас по кругу".
Рабби Нахман глубже других проник в психологию греха. Если Алтер Ребе говорит в основном про тшуву в Игерет аТшува. То рабби Нахман говорит о ситуации, когда человек хочет сделать тшуву но не может, ибо грехи его связывают его по рукам и ногам.
"И когда они побеждают человека" - эти грехи не пассивны. Они пытаются сбить человека с ног совершенно. Когда человек грешит, он создает обвинителей, и они активно действуют. Пытаются сбить человека с ног.
"Как будто бы у него нет никакой надежды". Обвинитель говорит человеку - "у тебя нет никакой надежды". Дурное начало заставляет человека грешить. А потом говорит ему: ты согрешил? - Твоя жизнь пропала! И это последействие греха гораздо хуже самого греха. Ибо очень часто человек преувеличивает, и напрасно считает себя великим грешником. Дурное начало загоняет его в мышеловку.
Когда человек приходит к праведнику - он возвращает ему надежду.
Рабби Нахман говорит не только о том, что он должен искать в себе достоинства. Он говорит, что грехи человека обвиняют его, и говорят ему, что у него нет никакой надежды.
Голос отчаяния - это голос его дурного начала. Он кажется похожим на голос тшувы.
Все хорошее, что есть в человеке - это только от Вс-вышнего. Если есть в нем что-то хорошее - какая то мицва или доброе дело - это добро полностью едино со Вс-вышним.
Парадоксальным образом, когда человек ищет в себе достоинства - это не самооправдание. А найти искры Святости, которые есть в нем.
Через то, что человек находит в себе что-то хорошее - через это он связывает его с Вс-вышним.
И это поддерживает его и пробуждает его от сна. И тогда я вхожу в "чашу оправдания". И тогда я могу делать тшуву.
Чтобы делать тшуву нужно сначала пробудиться от сна. Во сне он даже не знает, где грех, а где заповедь. И в таком состоянии он не может делать тшуву, он должен сначала разобраться в себе.
И все зло отталкивается небольшим количеством добра, которое он находит в себе. Ибо "немного света отталкивает много тьмы".
И это смысл того, что сказано "Я просыпаюсь и я с Тобой"
*
Есть три аспекта тшувы. Исправить прошлое. Исправить настоящее. Исправить будущее. Интуитивно ясно, что человек сначала хочет исправить прошлое. Но - говорит рав Гинзбург - не начинай с исправление прошлого! Исправь сначала настоящее. Исправь будущее. Построй свое будущее. Только потом ты сможешь исправить прошлое. Это момент, который большинство из нас не понимает.
История Реувена Дунина. "Сначала стань на дорогу Торы и заповедей, а потом будешь думать про "тикуним" (исправление прошлого)"
"Бросимся в море" - это "море тшувы". Человек может совершенно утонуть в "море" раскаяния, в чувстве вины. Царь Давид - после всего что он сделал - разве он "ушел в монастырь"? Ответ нет. Получается, что также раскаянию следует ставить границы. Ибо это легко может оказаться, что "враги моей души" говорят мне "покайся". А "Вс-вышний поддерживает меня" - это искать в себе добрые точки.
Тшува это милость. Пока человек не ощущает милость на свою душу - ему нельзя делать тшуву. Тшува - это почувствовать бесконечную милость Вс-вышнего на себя. До этого можно только "оставление греха", не углубляясь в раскаяние
*
Ликутей Алахот: Учение рабби Нахмана - Ликутей Алахот
Учение рабби Нахмана: Учение рабби Нахмана