Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Праведник - "лицо Вс-вышнего". Хасидизм - раскрытие света перед цимцум. , 10 сен 2020

Что означает, что Баал Шем Тов это «прах»? Прах это земля. Земля — это материнское начало, материнский архетип. Когда рав говорит, что Баал Шем Тов это прах, а прах у рабби Нахмана это символ веры, «все произошло из праха» — это вера. И Баал Шем Тов — который ассоциируется с основой праха — прах это материнского начало.

Тогда получается очень красиво, что с Баал Шем Това начинается эпоха материнского архетипа.

Что такое Баал Шем Тов? Что больше всего характеризует Баал Шем Това? Больше всего характеризует Баал Шем Това любовь к тем, кто упал. Одна из характерных идей хасидизма это идея поднятия искр. Это означает, что в самых больших грешниках нахэодятся самые высокие искры святости. И у праведника есть сила их поднять.

Откуда у праведника есть сила поднять эти «искры», этих грешников? Сказано «Кто такой «лицо Вс-вышнего» — это рабби Шимон». Что значит предстать перед лицом Вс-вышнего? Это значит предстать перед лицом рабби Шимона. Другими словами, лицо Вс-вышнего это праведник. Это звучит как бомба. Ребе в свое время любил цитировать это место из Зоара.

Рав Ицхак Гинзбург объясняет, что означает «лицо Вс-вышнего»? У Вс-вышнего есть спина? Есть лицо?

Весь мир после цимцум — это «спина». Задняя сторона. То, что перед цимцум — это лицо. Весь сотворенный мир — это «внешняя» сторона Б-жественности, «за Вс-вышним Б-гом вашим идите».

Что такое цимцум? Цимцум — это «правила игры». Что означает, что Вс-вышний сотворил мир? Это означает, что ВС-вышний сотворил «правила игры».

Есть ли что-то выше? Есть. Это лицо Вс-вышнего. Там нет никаких «правил игры». И праведник связывается именно с тем уровнем, который называется «лицом Вс-вышнего», перед всеми «правилами игры».

Что тогда есть Тора? — Тора это внешняя сторона. Это тоже «правила игры». Это очень святые правила игры. Но относительно душ — это внешняя сторона. Эффект праведника — это то, что он поднимается выше, чем цимцум, и притягивает свет, который выше чем цимцум.

Есть мидраш, что первые три дня после творения мира светил особенный свет, которым человек мог видеть «от конца мира и до конца мира». Вс-вышний спрятал его в Торе. Где в Торе? Можно сказатЬ, что Вс-вышний спрятал его в Торат Хасидут. Это качественно иной свет. И это тот свет, который приносит учение хасидут. Свет и любовь — это одно и то же. Праведники приносят в этот мир измерение любви совершенно из другого измерения.

Какая сила есть у праведника, чтобы вернуть грешника? Что Баал Шем Тов сделал с этим отошедшим от веры отцов евреем? Я думаю, что он осветил его таким светом любви, что у него просто не оставалось выхода. Я не думаю, что Баал Шем Тов упрекал или корил его. Взгляд Баал Шем Това пробудил в нем мысль о раскаянии. Взгляд Баал Шем Това раскрывает этот свет, который перед цимцум. И это единственная сила, которая способна произвести «трансформацию». И это свет Баал Шем Това, свет учения хасидизма.

Можно сказать, что эта любовь Баал Шем Това — это скорее материнская любовь. Любовь праведника к человеку — это не отцовская любовь, аспект «кав», линии. «Хорошо» и «плохо» это «высоко» и «низко». Но измерение Баал Шем Това это круг. Там нет верха и низа, там нет хорошо и плохо. И это тот свет, который мы хотим привлечь в этот мир посредством связи с праведником, и это единственное, что может реально изменить человека. Все остальное это только «правила игры».

Баал Шем Тов это прах. Это «мать-земля». Там нет больше или меньше. Там есть сущностная любовь. Праведник смотрит на мир как мать смотрит на своего ребенка. И это единственное, что может вызвать «трансформацию». И это есть идея хай-элул.

Алтер Ребе это несомненно отцовское начало, измерение. Или ты праведник, или ты средний, или ты грешник — это измерение.

Это старая дискуссия между Гилелем и Шамаем. Когда нееврей пришел к Шамаю, и просил объяснить ему Тору — он прогннал его строительным метром. Шамай это измерение. Но Гилель — это сущностная, материнская любовь.

Где рабби Нахман? Рабби Нахман, очевидно, похож на Баал Шем Това. Это безусловная любовь. Это женский, материнский, подход. В этом смысле спор рабби Нахмана и Алтер Ребе это что лучше выражает Баал Шем Това — материнский или отцовский подход?

Сегодня время подъема малхут, и поэтому основное это именно «женский архетип».

Рабби Нахман смотрит на человека, как мать смотрит на ребенка. Рабби Нахман говорит: научись смотреть на себя так, как мать смотрит на своего ребенка. Это «великая мать» Юнга, и это выше чем цимцум.

Обычно мать это малхут, суд. Женское начало это всегда суд в хасидизме. Но ради чего этот суд? — Ради того, чтобы сотворить мир. Это значит, что внутренне этот цимцум и есть самый великий хесед, самая великая милость.

Именно имя Элоким выражает самую большую любовь. Поэтому книга Зоар начинается с 13 лепестков розы. 13 лепестков розы это тринадцать слов между первым и вторым именем Элоким. ОДно из них это малхут, другое — бина. И хотя внешне это суд, но внутренне это хесед. И это свет праведника. Который называется лицом Вс-вышнего.