Гешель, Бог ищет человека
ФИЛОСОФИЯ КАК РЕЛИГИЯ
Философия религии как критика религии не выполнит своей функции, если она будет выступать в роли антагониста, подражателя или соперника. Критика часто грешит тем, что забывает, что великие течения в искусстве, например, оцениваются, но не создаются ею. Это относится и к религии. Однако тревожный факт заключается в том, что философия остается вечным соперником религии. Это сила, которая создала бы религию, если бы могла. Снова и снова он пробовал свой талант предлагать ответы на главные вопросы, но терпел неудачу.
Философия не всегда порождает свои собственные темы. Его тематика заимствована из здравого смысла, из мира искусства, религии, науки и общественной жизни. Такие темы, как добро, прекрасное, сочувствие, любовь, Бог, причинность, социальный порядок и государство, не являются изобретением спекулятивного ума. Философия более креативна в симбиозе с жизнью, чем в озабоченности темами, рожденными ее собственным размышлением. Философия религии, соответственно, остается методом разъяснения, исследования и подтверждения, а не источником окончательных прозрений. Кроме того, оно должно прояснить существенное различие между философией и религией. Ее задача — не только рассмотреть притязания религии перед лицом философии, но и опровергнуть притязания философии, когда она претендует на замену религии, доказать неадекватность философии как религии.