Гешель, "Бог ищет человека"
САМОПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ
Философия — это рефлексивное мышление, а философию религии можно определить как размышление религии над ее основными идеями и базовыми установками, как радикальное самопонимание религии с точки зрения ее собственного духа. Это попытка самопрояснения и самоанализа.
Под саморазъяснением мы подразумеваем попытку напомнить себе о том, за что мы выступаем, проанализировать опыт, идеи, взгляды и принципы религии; раскрыть ее руководящие черты, ее конечную претензии; определить смысл своего основного учения; различать принципы и мнения.
Под самоанализом мы подразумеваем попытку тщательно проверить подлинность нашей позиции. Является ли наша религиозная позиция убеждением или просто утверждением? Является ли существование Бога для нас вероятностью или несомненностью? Является ли Бог для нас просто словом, именем, возможностью, гипотезой или Он — живое присутствие? Является ли утверждение пророков для нас фигурой речи или убедительным убеждением?
Религиозное мышление, вера, чувство относятся к числу наиболее обманчивых видов деятельности человеческого духа. Мы часто предполагаем, что верим в Бога, но на самом деле это может быть символ личных интересов, на которых мы концентрируемся. Мы можем предполагать, что чувствуем влечение к Богу, но на самом деле объектом нашего обожания может быть сила в мире. Мы можем предполагать, что мы заботимся о Боге, но нас может волновать наше собственное эго. Следовательно, исследование нашего религиозного существования — это задача, которую необходимо выполнять постоянно.
Понять, что мы имеем в виду, — задача философии. Мы думаем словами, но использовать слова — это не то же самое, что понимать, что они означают. Более того, связь между словами и их значениями эластична. Слова остаются, а смыслы могут меняться. Выражение «Отец наш Небесный» может вызывать у некоторых мысленный образ телесной фигуры, сидящей на престоле, а для других может означать максимум всего величия, используемое в качестве фигуры речи, чтобы указать на Того, Кто находится за пределами всякого выражения. .
Такое самопонимание необходимо по многим причинам. Оригинальные учения религии излагаются не в рациональных, догматических терминах, а в показательных выражениях. Поэтому необходимо объяснить их смысл. Более того, поскольку они выражены на древнем языке, нужно внимательно проникнуть в подлинный замысел библейских авторов.