"Виноградник Израиля" - Рав Ицхак Гинзбург
Рав Гинзбург говорит, что написано в Талмуде от имени Реш Лакиша (Реш Лакиш – один из самых любимых героев Талмуда у рава), Риш Лакиш комментирует идею – что такое виноградная лоза.
Рав: «В виноградной лозе есть 4 физические части.
Гроздья винограда.
Кто такие виноградные гроздья? Это мудрецы Торы.
Есть ветки.
Сначала, когда сажают дерево - это ветки.
Кто такие ветки? Это те, кто зарабатывают на жизнь. Люди этого мире.
Мудрецы обычно так не говорят. У Реш Лакиша есть особый подход. Есть люди, которые держат дома, люди дома, «хозяева дома»».
Т.е. люди бизнеса, люди работы, люди семьи».
Рав: «Эти люди этого мира – это ветки.
Есть виноградные гроздья. Они растут на ветках. Это мудрецы Торы, т.е. праведники. Глаза народа.
Есть еще листья. Кто такие листья? Это простолюдины».
Есть разница между «людьми, имеющими дома», и «простолюдинами».
Отсюда понятно, что человек дома и простолюдин – это два разных типа. Есть люди этого мира, и есть простолюдины и есть мудрецы.
Есть еще один тип. Это еще ниже, чем простолюдины – кноконот (усики).
Это часть винограда, в котором нет никакого смысла. Листья нужны, ветки нужны, виноградные гроздья – это цель. А что такое кноконот (усики)? Это ниже, чем простолюдины. Ничего полезного он не делает».
«Люди земли» – это земледельцы, в отличие от «имущих людей».
Но есть совсем бесцельные люди.
«Это четыре типа, о которых говорит Реш Лакиш. Реш Лакиш был в Эрец-Исраэль».
Рав Гинзбург говорит, что так же как есть 4 части в винограде, так же ест 4 части среди народа Израиля: мудрецы, люди имущие, люди, занимающиеся работой в этом мире, и есть пустые люди, как эти кноконот (усики).
Рав: «Реш Лакиш приходит из Бавеля в Эрец-Исраэль и говорит, чтобы виноградные гроздья молились за ветки и листья. Надо молиться за листья, простолюдинов. Мудрецы Торы должны молиться за простых людей. Потому что кто защищает гроздья винограда? Листья, простые люди, которые защищают мудрецов Торы».
И рав Кук об этом говорит и вообще хасидизм, настоящая мораль, настоящая вера находится гораздо больше у простых людей, чем у мудрецов. И поэтому требуются эти простые люди, у которых простая вера, в отличие от мудрецов, которые объясняют веру, но это не значит, что у них есть ощущение веры, которое есть у простых людей.