Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Любовь к людям должна быть живая в сердце и душе" - рав Кук Мораль

"Любовь к людям должна быть живая в сердце и душе" — рав Кук, Мораль

Рав Кук: «Любовь к людям должна находиться в глубине сердца и души. Любовь к людям должна быть живая в своем сердце и душе. Любовь к каждому человеку лично».

Как похоже на то, что говорит рав Шерки, рав Карлебах и рав Кук.

Рав Кук: «Любовь ко всем народам мирам. Стремление помочь, поднять их и исправить их духовность и материальность».

Рав Кук говорим, что любовь должна быть реальная, в действии. Он говорит: любовь ко всем народам означает не только любовь в сердце и душе, но также действие. Действие поднять высоту духовности и материальности всех народов.

«Ненависть должна быть только относительно греха и грязи в этом мире».

Даже не к грешников, а грехи надо ненавидеть.

Я читаю совершенно удивительную книгу «Тшува целого народа». Я понимаю, что только самые большие праведники этого народа могут так об этом говорить. Но если есть в народе Германии такие личности, как Ясперс, я это уважаю. Мне это доказывает то, что цель Всевышнего – поднять все народы. Сила его тшувы – это что-то фантастическое, я ничего похожего не читал в тшуве последние месяцы. Это совсем не так, что одни хорошие, а другие – плохие, невозможно так говорить.

При всем при том есть идея того, что народ Германии и народы вообще Европы – это гвура, суд. И когда берут гвуру и хотят ее сломать, это результат.

Я когда-то пытался читать о священника Бонхёффер, который погиб в Германии, когда пытался положить бомбу Гитлеру. Он был одним из праведников народа, который хотел уничтожить гитлеризм. Мы можем это не знать и не видеть, но мы обязаны это видеть, в этом смысл.

Есть такой замечательный ворт у рава Гинзбурга. Сказано: «Не вари козленка в молоке матери». И рав как-то объяснил, что такое «варить козленка в молоке матери». Он говорит, что речь идет об образовании. Если козленка (это молодые люди) окунать в молоко, это будет молочное воспитание, оно уничтожит человека, его душу. Молодой человек должен получить образование не только молочное. Но и мясное, т.е. достаточно жесткое и сильное.

То же самое мы говорим, что есть народ, который в своей сути – это гвура, суд. И когда все христианство говорит только о духовности, морали и любви, это абсолютно не подходит природе этого народа. И поэтому это неизбежно приводит к краху. И тут есть, о чем думать.

(такое «лирическое отступление…)

Рав Кук говорит, что должна быть любовь в сердце и в душе к каждому человеку лично и ко всем народам в целом. И это должна быть любовь реальная, в действии, поднимать и помогать как с духовной точки, так и с материальной. А ненависть должна быть только к грехам и ко злу, которое есть в мире.

Благодарите Бога и взывайте Его имя. Рассказывайте народам о Его делах.

Рав Кук: «Невозможно достичь никакой духовной ступени без внутренней любви из глубины души и сердца».

Спрашивают: нужно ли давать цдаку только евреям или нужно давать не только евреям? Галаха говорит о том, что нужно давать неевреям из соображений мира в мире. Но рав Кук здесь говорит гораздо выше – о том, что любовь к людям и ко всему народу – это основное условие вообще движения в духовности. Т.е. гораздо выше эта ступень.

Рав Кук: «Улучшить их материальное положение, улучшить их жизнь. Это дух царя Машиаха, который приходит на весь народ Израиля».

Дух помощи всем народам и каждому человеку, духовной, материальной и по всем вопросам – это дух Машиаха.

Рав Кук: «Всюду, где мы находим какие-то признаки зла и ненависти, мы ясно знаем, что ненависть должна быть только относительно грехов, а духовность нельзя постигнуть без любви ко всем».

Это отличается даже от Галахи. Галаха говорит: да, надо давать цдаку и для неевреев тоже, но только потому, чтобы не было вражды. Но здесь говорится совсем о другом уровне. Это совершенно новый взгляд на мир.

(рав Кук, Мидот аРаая, п. 5)