23

В известном смысле Тора тоже строится по принципы - сначала базовые понятия о Боге. И только потом продвинутый концепт Бога-личностного Сначала Бог творения. Только потом Бог личностный. У Авраама. И еще "апгрейд" Бога Моше. Авраам верит в "Шадай", только Моше поднимается по настоящему к личностного Богу. Авраам говорит с Богом, но это еще не совсем личностный Бог И это ступени для каждого из нас. Начни с Бога Творения, очень близко к вере Аристотеля и Спинозы Не начинай сразу с личностного Бога
(из обсуждении) Кстати, это очень связанно с нашим с тобой обсуждением о Иисусе. Хотя считается, что "верить ибо абсурдно" - и в иудаизме тоже достаточно любителей это говорить - но рав Кук совершенно иначе видит. Верь, после того, как ты очистил свои веру разумом. И то же говорит Рамбам: постичь то, что ты способен постигнуть. А выше - верь По сути то, что говорит Аристо - это как раз "постичь то, что ты способен постичь" А дальше - вера. И это знание - Рамбам называет "основой основ" - другими словами, это не "вершина", а "основа" - концепт Аристотель
Послесловия к уроку по Спинозе есть о чем говорить, но возможно, самое главное - в мире, где "бога нет", говорить, что Бог есть - немного трудно. И поэтому, когда есть Спиноза, человек, как бы, вполне из этого мира - и предлагает вполне современною концепцию Боге - то дальше конечно можно и нужно делать "апгрейди" этой версии Бога. Но само его концепция - чрезвычайно важна. В конечно счете, есть вещи, которую идут за большинством. И если большинство говорит - "бога нет", и это не тема для обсуждения вообще - то очень трудно говорить о боге как для других так и для самого себя.

Запись опубликована в рубрике: .