(из обсуждении)
Кстати, это очень связанно с нашим с тобой обсуждением о Иисусе.
Хотя считается, что "верить ибо абсурдно" - и в иудаизме тоже достаточно любителей это говорить -
но рав Кук совершенно иначе видит. Верь, после того, как ты очистил свои веру разумом.
И то же говорит Рамбам: постичь то, что ты способен постигнуть. А выше - верь
По сути то, что говорит Аристо - это как раз "постичь то, что ты способен постичь"
А дальше - вера.
И это знание - Рамбам называет "основой основ" - другими словами, это не "вершина", а "основа" - концепт Аристотель
Где то в хасидизме говорятся что "мемале", имманентный Бог - это ступень "народов мира", и это аспект постижения. Логики.
А вера в "Совев", Божественность выше имманентности, это ступень веры Израиля, аспект Гашем
Немного путается ибо обычно Гашем это "йошер" ("прямой" свет) а "Элоким" это "совев", "Окружающий" свет
Обычно говорится, что имя Гашем это "имманентный" свет
Но наверное есть несколько ступеней и в Элоким и в Гашем.
"Ашгаха" - "провидение" это Гашем. Все раскрытие после Мицраим - это именно Гашем. Как бы это "новость" иудаизма. А Элоким - на уровне божественности мира - это скорее уже в Берейшит.