Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Послесловия к уроку по Спинозе

Послесловия к уроку по Спинозе

есть о чем говорить, но возможно, самое главное — в мире, где "бога нет", говорить, что Бог есть — немного трудно.

И поэтому, когда есть Спиноза, человек, как бы, вполне из этого мира — и предлагает вполне современною концепцию Боге — то дальше конечно можно и нужно делать "апгрейди" этой версии Бога. Но само его концепция — чрезвычайно важна.

В конечно счете, есть вещи, которую идут за большинством. И если большинство говорит — "бога нет", и это не тема для обсуждения вообще — то очень трудно говорить о боге как для других так и для самого себя.

Еще о Спинозе:

  • Вера Спинозы в человека — удивительна.

  • Вера Спинозы в действие человека — как основной источник радости для человека — удивительна.

Вера Спинозы в свободу выбора оказывается достаточно ограниченной. Чем то похоже на то, что говорит рав Вилк в комментарии на Орот Тшува 1, но есть логика в его слова.

Спиноза говорит только о "имманентном боге", то что называется Элоким, числовое значение "тева", природа.

Он не верит в Бога-личность. И это самый большой "апгрейт" иудаизма на концепцию Спинозы.

Вера в молитву — это еще один апгрейд.

Вера в чудеса — еще апгрейт.

Но бы основы веры Спинозы трудно говорить о вере в религии.

Подобно Рамбаму, который основывается на Аристотели. Я не уверит, что он верит в точности по Аристо. Он скорее базируется на нем

И так рав Кук базируется на Гегели. Но отнюдь не говорит то же самое.

И так со Спинозой. Это база, но которой можно строить настоящую религиозную веру.