Послесловия к уроку по Спинозе
есть о чем говорить, но возможно, самое главное - в мире, где "бога нет", говорить, что Бог есть - немного трудно.
И поэтому, когда есть Спиноза, человек, как бы, вполне из этого мира - и предлагает вполне современною концепцию Боге - то дальше конечно можно и нужно делать "апгрейди" этой версии Бога. Но само его концепция - чрезвычайно важна.
В конечно счете, есть вещи, которую идут за большинством. И если большинство говорит - "бога нет", и это не тема для обсуждения вообще - то очень трудно говорить о боге как для других так и для самого себя.
Еще о Спинозе:
- Вера Спинозы в человека - удивительна.
- Вера Спинозы в действие человека - как основной источник радости для человека - удивительна.
Вера Спинозы в свободу выбора оказывается достаточно ограниченной. Чем то похоже на то, что говорит рав Вилк в комментарии на Орот Тшува 1, но есть логика в его слова.
Спиноза говорит только о "имманентном боге", то что называется Элоким, числовое значение "тева", природа.
Он не верит в Бога-личность. И это самый большой "апгрейт" иудаизма на концепцию Спинозы.
Вера в молитву - это еще один апгрейд.
Вера в чудеса - еще апгрейт.
Но бы основы веры Спинозы трудно говорить о вере в религии.
Подобно Рамбаму, который основывается на Аристотели. Я не уверит, что он верит в точности по Аристо. Он скорее базируется на нем
И так рав Кук базируется на Гегели. Но отнюдь не говорит то же самое.
И так со Спинозой. Это база, но которой можно строить настоящую религиозную веру.