Рабби Нахман: идея обновления. Рабанит Кук
Подобно тому, как отчаяние и грусть отдаляют человека от движения вперед, так же обыденность вредит служению Всевышнему. Однообразие вредит подобно тому, как вредит отчаяние.
Человек не должен стоять на одном месте. Если человек стоит на одном месте, это значит, что он падает. Для рабби Нахмана большой проблемой является какая-то стабильная ситуация, потому что человек думает, что то, что было – это то, что будет и дальше. Он называет это «старостью со стороны дурного начала».
Основная энергия духовности человека зависит от обновления. Человек должен начинать с начала каждый раз заново. И пусть он не падает в старость дурного начала. Он думает, что он уже состарился в своих грехах.
Человек думает, что из своего состояния он не может выйти вообще никаким образом. Человек должен верить и знать, что каждый день и каждый момент в человеке есть сила обновления. И человек может стать новым творением буквально, Всевышний обновляет творения каждый день. Нет ни одного часа, похожего на другой. И поэтому человек должен каждый раз обновляться и начинать с начала. Даже если он пытался это сделать много раз до того, значит, можно попытаться сделать еще раз.
Иногда даже в один и тот же день надо начинать заново несколько раз. И даже если пройдет достаточное время, не следует смотреть ни на какие помехи и слабость разума.
(«Слабость разума» означает, что человек не верит, что это возможно сделать.)
Даже если человек не верит, что может обновиться, тем не менее, надо стараться это сделать. Он называет это аспект эрех апаим.
Эрах апаим – это терпеливость, это качество – способность обновляться снова и снова. Это значит, что, несмотря на все помехи и на все препятствия, человек должен снова и снова начинать двигаться сначала. Даже если у него не получилось это сделать день назад, два или три дня назад – начинай делать снова.
Не смотреть ни на какие препятствия, но только укрепляться в вере Всевышнего, насколько он может. Ибо Всевышний полон милосердия в каждый момент.
Самое главное, что следует верить в то, что каждый день человек творится заново, совершенно новым, обновляется. И поэтому надо ждать и еще раз ждать, пока не придет день избавления.
(Т.е. не факт, что каждый день может прийти избавление, и поэтому жди час избавления – и оно придет).
Всевышний вырастает спасение каждый день заново.