(оцифровки - первые 5 минут)
Кто написал Берейшит? - рав Шерки
В Книге Торы, Берейшит, есть разные истории. «Кто написал книжку Берейшит?» – говорит рав Шерки.
Голос из зала: «Конечно, Моше Рабейну».
«Но он написал этот текст, не имея никаких предварительных источников? Или нет? Или у него были какие-то традиции? Неважно, письменные или устные. А что если он слышал какие-то традиции? И на основании этих традиций он это написал. А вдруг да? Откуда есть традиция иудаизма «пакод тифтод», что будет освобождение из Египта?»
"Я" и душа - рав Штейнзальц - встреча с Астаной
(С 4:37)
В этой книге рассказывается, что рав Штейнзальц обычно где-то в полночь делает междусобойчики, у него такой обычай, что примерно около полуночи собираются молодые ребята, которые являются учениками школы фактически. Штейнзальцу уже под 80, надо понять, и молодые пацаны, которым 14 и старше. И они каким-то образом находят общий язык. И из всех этих разговоров сделали целую книжку. После того, как рав Штейнзальц ушел, осталась эта книжка, одна из самых интересных, на мой взгляд, книжек.
Гневаться на собственную малость веры в себя - рав Кук
Следует протестовать против малости веры также относительно себя самого. Мы говорили раньше, что человек должен верить в себя. Дальше он сказал, что если у человека нет веры в добро, то он падает в самые низкие слои.
И здесь он говорит, что человек должен протестовать, гневаться относительно того, что он слишком мало верит в себя. Человек должен гневаться на себя за то, что он мало верит в себя.
Он не верит по-настоящему в свои душевные силы. Человек должен гневаться на себя за то, что он не верит в настоящие духовные силы, которые есть в нем.
Весь народ - пророки - рав Штейнзальц
(С 3:20)
Весь народ Израиля – пусть он будет пророками. О чем идет речь? Речь идет о том, что вокруг эта школа, которая называется Макор Хаим, во главе ее рав Штейнзальц, которому уже хорошо за 80. И вокруг него компания разновозрастной молодежи. И общая идея – это действие, постоянное движение, постоянное недовольство.
Штейнзальц приходил постоянно в ешиву для того, чтобы зажигать народ неправильными вопросами. Он видит свою задачу (Рамбам где-то пишет, что это задача учителя) как человек, который вбрасывает неправильные идеи. Он зажигает их искать. В этом он видит свою задачу.
сегодня обсуждали первый Раши на Берейшит - меня совершенно возмутил этот раши сегодня - что все только ради Израиля и ради Торы - говорит Раши.
Это урок по комментариям Шерки на Берейшит.
Я объяснил, что Раши говорит это поскольку его время - это полемика с христианами, и поэтому он так говорит.
Означает ли что сегодня мы также должны читать этот стих? - Скорее нет.
Дальше были интересные принципы Шерки как читать Танах