https://chassidus.ru/video-texts/ishaj-mevorax/czadik-i-xasid.htm
30-е годы XIX века. Город Криник, Польша. Рабби Цадок Акоэн Рабинович, потом его стали называть Рабби Цадок из Люблин. Молодой литовский мудрец. Все ждут, что он станет великим учителем Израиля.
Уже в детстве, уже в молодости он начал писать какие-то алахические книги. И там высвечивается острота его ума. И все вокруг знали, что он очень строг в исполнении мицвот. И как было принято тогда, его сосватали с очень приличной семьей, богатой семьей, которая его обеспечивала и давала ему возможность сидеть и учить Тору.
Я уже рассказывал эту историю.
Но вдруг примерно в конце первого десятилетия его жизни что-то случилось. В городе начали говорить, что его супруга татата-татата-татата.
Вообще, в религиозной семье да еще в семье такого мудреца это было бы очень странно. И тем не менее, какой-то пошел разговор, что его супруга папапапапапа, согрешила. Совсем молодые люди, которым еще не исполнилось 20 лет. И хотя супруга умоляла и просила и говорила, что нет, ничего подобного… Но этот молодой мудрец сказал: «Нет».
Она не хотела давать ему гет (развод), без согласия жены получить гет невозможно. Но есть такая фишка, которая называется гейтер меа рабаним, если 100 раввинов подпишут, то можно развестись без желания женщины.
То есть настоящих аргументов в том, что она ему изменила, у него тоже не было, по-видимому.
Он едет и начинает собирать 100 подписей для разводного письма. По дороге он встречает каких-то больших людей. Он был миснагед, встречает хасидских праведников. Некоторые из них ему говорят: «Парень, ты молодой еще, ты еще не знаешь жизни. Не разводись с ней». Рабби Цадок упирается, он говорит: «С точки зрения алахи мне запрещено быть с женщиной, которая подозревается в измене».
И его упертость достигает своей вершины, когда один из хасидских учителей, которого звали реб Мордхо из Чернобыля, Чернобыльский ребе, говорит, что он слышал там, наверху, что его жена чиста. И если он разведется с ней, то он не удостоится детей и умрет бездетным. И это то, что произошло. Хасидский праведник ему нарисовал все, что с ним будет дальше. Этот молодой мудрец ничего не слышит. Он говорит: «Тора находится на земле», — и присоединяется подпись Чернобыльского ребе к разрешению 100 раввинов.
По дороге он встречает еще одну хасидскую личность, которую звали Реб Мордхо Иосиф Лейнер из Избицы. Эта встреча, о которой мы дальше будем говорить, оставила на Рабби Цадоке огромное впечатление, и он начал учить Хасидут.
В конце концов, он стал верным хасидом Ребе Мордхо Иосифа Лейнера из Избицы. И потом он даже сидел на Адмурдском кресле, потом он возглавил это движение на какой-то момент.
Совершенно удивительная и страшная история, как человек поломал свою жизнь совершенно из-за какого-то ни на чем не основанного подозрения. Было ли это случайно? Наверное, нет. Дальше он будет об этом говорить.
После развода, после того, как он из литовского мира перешел в хасидский мир, он начинает писать свои книги. Книга называется «Цидкат ацадик», «Праведность праведника». Вторая называется «Коменц минха», «Горсть приношения». И он разбирается с понятиями «цадик» и «хасид».