Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

29

(Обдумывая рабби Цадока) Рав Кук как известно считал, что «праведники тоже должны быть сначала нормальными людьми» Тем не менее, интересно посмотреть, всегда ли было так? У меня такое впечатление, что скорее наоборот. Праведник всегда «сумасшедший», подобно пророку, который называется «сумасшедшим» Праведник это существо инооо мира подобно «рыбам ходящим по суше». Если он слишком отрывается от родной среды — иссякает его праведность Может, с тех пор как мы решили требовать от наших «праведников» «справку из сумасшедшего дома» о нормальности — поиссякли наши праведники?
Рабби Цадок убеждает, что наши ошибки это не повод снимать кипу. В известном смысле, наши ошибки это и есть «теологическое» «Безошибочного», «правильного» человека рабби Цадок называет «цадиком». Миснагидом по нашему 🙂 Я вот человека, который, подобно Давиду, «заблудился как овца» — он называет «хасидом». Ошибки и падения делают человека «хасидом». В понятиях рабби Цадока, этот «правильный» миснагид по сути вообще не религиозен. Истинная религиозность — это тот, кто сбился с пути. (последнее может показаться странным, но как раз на этой неделе в Зоар говорится про «малхут» — суд, и «тиферет» — милость. У миснагида есть «суд». В известном смысле «суд» без «милости» это вообще не Тора. см. там)
А еще я воспылал странною любовью к книге Тания. И говорю сейчас, что все хасидские ребес обращаются к душе. И только Алтер Ребе готов разговаривать с «ослом» на «ослином» языке. И очевидно, что это есть смысл Тании, смысл ступени «бейнони» * Кстати, скоро гимел тамуз. Возможно, то же можно сказать о Ребе. Ребе это «расскажи ослу про машиаха, чтобы он понял» 🙂